Для того и существуют полигоны, чтобы на них проводить летно-конструкторские и государственные летные испытания ракетных комплексов (РК). Оговоримся, что ранее (в советское время) летно-конструкторские (ЛКИ) и государственные (зачетные) летные (ГЛИ) испытания были раздельными, сейчас в целях экономии финансирования они объединены в (совместные) государственные испытания (ГИ). До летных испытаний должны быть завершены испытания агрегатов и систем по частным программам и методикам.
Несомненно, что заказчик без натурных пусков ракет на дальности, определенные областью боевого применения и заданные в ТТЗ, оценкой точности и кучности попадания, не примет комплекс на вооружение, так как предусмотреть все виды воздействий на РК, боевой блок(ББ) в полете (в том числе воздействий от ядерного взрыва ПРО вероятного противника), с использованием даже новейших суперЭВМ, пока невозможно. При летной отработке ракетного комплекса осуществляется натурная проверка функционирования всего большого и сложного комплекса агрегатов и систем РК:
- автоматизированных систем боевого управления (АСБУ), правда, начиная не от чемоданчика Президента РФ, но от центрального командного пункта (КП) РВСН (далее КП ракетной армии, КП дивизии, КП полка, КП дивизиона до бункера АСБУ пусковой установки);
- всех двигательных установок (ДУ) ступеней ракеты, рулевых приводов управления вектором тяги ДУ, манипуляций боевой ступени при наведении каждого ББ на свою индивидуальную цель, задания каждому ББ индивидуального полетного задания и т.п. Для ракет морского базирования: дополнительно проверяются астронавигация в полете по звездам, радионавигация со спутниками связи (Глонасс, GPS).
При этом задействуется огромное количество измерительных средств – комплекс измерительных пунктов и систем на стартовом полигоне, обеспечивающих регистрацию полета ракеты на активном участке траектории (АУТ) и контроль функционирования всех систем и параметров:
· комплект радиолокационных и радиотелеметрических станций (работающий совместно с бортовой РТС);
· комплект кинорегистрирующих станций (кинотеодолиты, фоторегистраторы);
· комплект дистанционометрических станций (работающие с бортовой аппаратурой дистанционометрии), дающий практический прогноз точки падения ББ в районе цели;
комплекс измерительных пунктов и систем «финишного» полигона:
· комплект радиолокационных и РТС станций, получающих информацию от бортовой РТС ББ на ПУТ;
· комплект радиотелеметрических станций специального контроля (регистрация микросекундных процессов автоматики ББ) наземных и самолетных (вертолетных);
· комплект фоторегистраторов (в световом и инфракрасном диапазонах), фиксирующих с высокой точностью траекторию полета каждого ББ на ПУТ;
· комплект сейсмической аппаратуры («Вулкан»), определяющий координаты точки падения каждого ББ.
Для пусков на предельную дальность в акваторию Тихого океана используются специальные измерительные суда, выполняющие все виды перечисленных измерений.
В 1960 – 1990 гг. использовались суда «Тихоокеанских гидрографических экспедиций» (ТОГЭ):
· ТОГЭ – 4 (корабли «Сахалин», «Сучан», «Сибирь»);
· ТОГЭ – 5 (корабли «Чажма», «Чумикан», «Чукотка»).
Сейчас проведение этих испытаний обеспечивает единственный измерительный корабль «Маршал Крылов». Эти же измерительные суда использовались и при пусках космических кораблей с экипажами на борту.
Летные испытания (ЛИ) – это финишная прямая в длительной гонке разнообразных испытаний перед принятием РК на вооружение, хотя сама по себе эта прямая может растянуться не на один год. Круг задач, решаемых в процессе ЛИ, огромен. ТТЗ Минобороны на ракетный комплекс, как правило, состоящее из двух частей: первый том с грифом ОВ (особой важности), второй – с грифом СС насчитывают 90-120 страниц машинописного текста с выставлением требований Заказчика, где «ничто не забыто и никто не забыт!». На каждую систему РК и составляющие ракеты и наземного оборудования – свои ТТЗ с конкретизируемыми требованиями, по объему немного уступающими ТТЗ на комплекс. Для выполнения этих многочисленных, сложных и, конечно же, необходимых требований разработчиками РК и его систем составляются солидные программы испытаний, где буквально всё раскладывается по полочкам: где и каким образом будет подтверждаться каждый пункт ТТЗ. Кроме основной программы испытаний РК, выпускаются до 40-50 частных зачетных, межведомственных, конструкторских этапных программ и 50-100 методик этих испытаний, выполнение которых, как правило, предшествует допуску к госиспытаниям (ГИ).
Контроль осуществляется с самого начала разработки ракетного комплекса и его составляющих. На стадии предэскизного проекта – техпредложения разработчик предлагает заказчику, как правило, несколько вариантов решения поставленных задач. Межведомственные комиссии (МВК), состоящие из квалифицированных представителей МО и промышленности, тщательно анализируют представленный материал и дают дорогу наиболее приемлемому варианту. Далее идет многотомный эскизный проект, отражающий конструкцию, объем и вид наземной и летной отработки РК и его составляющих. Все это производится под контролем военных представительств при промышленных предприятиях. Далее на межведомственной комиссии происходит защита эскизного проекта с детальным анализом и последующими отчетами (заключениями), утверждаемыми на уровне Главкома (командующего) вида (рода) российской армии и руководителя министерства (ведомства, госкорпорации) промышленности.
Последнее десятилетие подобные работы выполняются на конкурсной основе. Межведомственная комиссия выбирает наиболее приемлемый вариант по конструкции и финансовым затратам. Для координации работ кооперации многочисленных организаций в процессе разработки РК головной организацией создается Совет генеральных (главных) конструкторов, который периодически обсуждает основные вопросы взаимодействия по вопросам разработки, финансирования, отработки, выполнения сроков и взятых обязательств. На период проведения летных испытаний (совместных, государственных) роль дирижера берет на себя государственная комиссия по летным испытаниям РК, которая назначается председателем правительства РФ и состоит, как правило, из генеральных (главных) конструкторов (их заместителей или ведущих специалистов) систем, агрегатов РК, глав военных представительств при ведущих разработчиках, ведущих офицеров, (генералов) управлений, НИУ, полигонов Минобороны. Председателем госкомиссии, как правило, назначается представитель МО высокого ранга: заместитель главкома (командующего) рода (вида) войск, начальник военного института или военной академии МО. Техническим руководителем испытаний (играющим роль первой скрипки в этом высоком, но далеко не симфоническом оркестре) назначается директор (генеральный конструктор) головной организации по разработке РК, он же председатель совета генеральных (главных) конструкторов. Госкомиссии даются большие полномочия: ее решения являются обязательными для всех министерств, ведомств и организаций – разработчиков РК и их контролирующих организаций. Госкомиссия вправе обращаться в ВПК, к министру обороны РФ для решения крупных вопросов по ходу и срокам отработки РК, принятию мер при неудовлетворительных результатах, увеличению объема испытаний и т.п. Она же дает заключение по уровню отработки РК, возможности его серийного производства и принятия на вооружение российской армии. Но это уже финальная часть испытаний.
Летные испытания стратегических ракетных комплексов, исходя из оснащенности «принимающего» полигона комплексами измерительных приемных пунктов, а также значительными финансовыми затратами на их проведение, проводятся в основном с 1-го государственного испытательного космодрома (г. Плесецк) и 21-го государственного морского испытательного полигона ВМФ (г. Северодвинск) по полигону «Кура» (п-ов Камчатка). Пуск на максимальную дальность (в акваторию Тихого океана), как правило, осуществляется не более одного раза (подтверждается энергетика носителя на L-максимум). На минимальную дальность также проводится либо один пуск, либо подтверждение проводится расчетным путем. Поскольку в летных испытаниях требуется получить большое количество измеряемых параметров (динамики полета (перегрузки по трем осям и угловые скорости по трем осям), температурным режимам (температура на корпусе и воздуха внутри гермообъема ББ), уноса ТЗП, донного давления и давления в гермообъеме ББ, частоты и амплитуды вибрационных перегрузок, а также моменты и параметры функционирования всех приборов СА ББ, ввода ПЗ от СУ ракеты), учитывая компактные размеры современных ББ и плотность их компоновки, боевые блоки измерительных вариантов комплектуются в различном исполнении, чтобы получить полный набор измеряемых параметров. Поэтому их приходится испытывать в последовательности наращивания штатности к боевому ББ. При наличии разделяющихся головных частей (РГЧ) этот процесс упрощается, так как на одном пуске ракеты можно поставить до трех боевых блоков разной комплектации, чтобы в одном пуске получить максимум измерений.
Пуски ракетных комплексов по трем точкам дальности («Кура», L-минимум, L-максимум) не охватывают всю область возможного боевого применения. Заказчик на первых двух поколениях РК соглашался аппроксимировать результаты летных испытаний на всю область боевого применения, далее он стал более строг. РФЯЦ-ВНИИЭФ в 1970 г. предложил отрабатывать боевые блоки на максимальную и минимальную дальности на так называемых «приспособленных» носителях. Сначала для этой цели использовалась ракета К-65МР (на базе боевой ракеты Р-14 ставилась вторая ступень для запуска спутников с небольшой массой), сейчас применяются отслужившие гарантийный срок на боевом дежурстве ракеты РК «Тополь». В этом случае система управления ракеты дорабатывается. Вторая ступень используется как разгонная на пассивном участке траектории, при этом реализуются скорости и углы входа в атмосферу соответствующие на L-минимум и L-максимум. Пуски осуществляются с полигона Капустин-Яр по полигону «Балхаш» (с Казахстаном заключен договор на функционирование нашего «принимающего» полигона). Таким образом, дорогостоящих пусков на минимальную и максимальную дальности РК в целях отработки боевого блока не требуется.
Пуски больших межконтинентальных баллистических ракет (МБР) – дело довольно сложное в организационном плане. Задействуется большое количество измерительных (оптических, радиолокационных, телеметрических) приемных пунктов на старте, финише, по трассе полета. Вся их работа синхронизируется службой единого времени (СЕВ). Отчуждаются значительные территории, часто с необходимостью отселения жителей и отгона домашнего скота на время пуска. Возникает необходимость обеспечения функционирования всех служб внешнетраекторных измерений активного участка траектории и априорного прогнозирования точки падения боевого блока, и еще более сложного - пассивного участка траектории. В районе финиша необходимо обеспечить запись быстроменяющихся (микросекундных) процессов, оценивающих работу системы автоматики боевого блока на атмосферном приземном участке, вплоть до встречи ББ с преградой («втыке» в грунт). Для этого надо заранее поднять самолеты с регистрирующей аппаратурой (РТС) на бортах, установить их барражирование, чтобы была исключена опасность их «накрытия» блоком и остатками последней ступени, а также с целью получения надежной информации на бортовые антенны самолетных приемных пунктов, которые имеют довольно узкую диаграмму направленности. Словом, вся эта огромная система на протяженности в 12-14 тыс. километров должна работать четко, синхронно, без сбоев, подчиняясь единой воле. При стрельбе в акваторию Тихого океана, где для регистрации важных параметров ББ выходила целая эскадра кораблей с вертолетами на борту, а сверхдальняя связь осуществлялась по закрытым каналам через штаб Тихоокеанского флота, задача многократно усложнялась...
Как видите, просто так "пулять" ракетами куда попало не получится.