Вопрос не в том,как цыгане выживали. Вопрос был: как так получилось,что в их сообществе скопились гены,позволяющие пользоваться всякими паранормальными приемами.
Кстати,не стоит преувеличивать их подвижность. Кочевые народы вовсе не передвигаются со скоростью ветра куда хотят. Обычные кочевые народы посезонно двигаются со своими стадами строго в зависимости от состояния пастбищ. Десятилетиями и столетиями по одним и тем же маршрутам. Кочевник больше прикреплен к своему месту,чем оседлый человек. Такой вот парадокс. Цыгане же свои перемещения строили в зависимости от состояния социума, на обочине которого они жили,и за счет которого они жили. Более того, эти перемещения еще и регламентировались администрациями соответствующих территорий. Если надо было,то их мобильность очень легко сводилась на нет- как это было когда-то в Валахии и Молдавии,где цыгане веками являлись монастырскими рабами.
Кочевые народы и цыган наверное сравнивать некорректно. Кочевые народы, как правило путешествовали со своими стадами. А цыгане - просто от одного места к другому, искали они возможности жить по своим обычаям. Я вот разговаривала когда с цыганами, они все говорили одно и тоже - работать на земле, что -то выращивать , типа, держать огород - для них грех. Они не могут тревожить землю. А вот украсть для еды - вроде бы и не грех.Вообще у них какой-то своеобразный перечень профессий, которыми заниматься можно : с металлом работать можно - кузнецу, например, водителем на транспорте.Женщинам - только гадать; шить и пищу готовить - только для своей семьи.А с землей - уже нет.Но если так, то их и не держит ничего в случае опасности - собрались и сбежали.То ли дело русские села, где поля, луга и вообще земля "держит", без которой не прожить.Опять же среди цыган и православных много. Как-то с двумя цыганками ехала в одном купе вечер и ночь.С одной разговаривала всю ночь почти.Очень интересно. Женщина занятная. Ехала на цыганский суд, как одна из "главных" судей, рассказывала, как будут судить мужчину-цыгана. Он изменил своей жене с подружкой своих дочерей. Она моложе меня, у неё тогда уже, в возрасте лет 35 было десять или двенадцать детей - уж не помню.Она была тогда худенькая и стройная женщина, без цыганских излишеств одета.Она верующая и пост соблюдает, всё допрашивала проводницу, постное ли тесто в пирогах, которые та продавала.
Так что у них все свое, самобытность свою сохраняют.
Насчет Молдавии не знаю.У нас по работе моей прежней был покупатель экспортной продукции венгр. Наш покойный директор иногда дразнил его, называл "цыган", так тот взвивался от злости. Так что с местным населением цыгане едва ли смешивались.
Вопрос все же в выживании, а не в чем-то ещё. Спасались от опасности те, кто эту опасность чувствовал. И способности такие концентрировались со временем. Не смешивались они больно-то ни с кем. Ну вот разве что с Толстыми.
"Интерес к цыганам у Толстых был семейным: Федор Толстой, дядя Льва Николаевича, «американец и цыган», женился на цыганке Авдотье Тугаевой. А Сергей Толстой, старший брат, обвенчался с певицей цыганского хора Марией Шишкиной. Сам Лев Толстой познакомился с творчеством и бытом цыган в конце 1840-х. В 1850 году увлечение цыганами отразилось в замысле «написать повесть из цыганского быта» . Впоследствии он описывал цыган в рассказах «Святочная ночь», «Живой труп» и в романе «Война и мир», а в переписке с братом вставлял фразы на цыганском языке."arzamas.academy›materials/
Постепенно «хоровые» цыгане, много общавшиеся со знатью и интеллигенцией, переняли их культуру общения, стали давать детям хорошее образование. Ром-Лебедев писал, что за князей и дворян к концу XIX века выходили уже многие цыганки. «И когда через некоторое время новоиспеченные княгини приезжали в родной хор со своими мужьями и с целой компанией веселых господ «послушать цыган», они — простые цыганки — действительно выглядели, как княгини... Но стоило отзвучать «чарочкам», «дружеским беседам», модным романсам, княгини не выдерживали: «Иван Григорьевич, «Венгерочку»!
В воспоминаниях мемуаристов упоминают цыганскую певицу Александру Осиповну Гладкову, в 1867 году ставшую женой князя Сергея Михайловича Голицына; певицу Марию Михайловну Шишкину, на которой в том же году женился граф Сергей Николаевич Толстой, родной брат писателя; певицу Елизавету Морозову, с которой обвенчался светлейший князь Генрих Витгенштейн, певицу Домашу Данченко, вышедшую за князя Масальского, княгиню Ланскую из цыганок и даже принцессу Ольденбургскую, урожденную вроде бы Шишкину... Чьи-то биографии хорошо известны, чьи-то имена лишь упоминаются. Но это было ЯВЛЕНИЕ, а не череда случайностей. Иначе поэт Дмитрий Кедрин не написал бы свои знаменитые строки в 1944 году:
Устав от разводов и пьянок,
Гостиных и карт по ночам,
Гусары влюблялись в цыганок,
И седенький поп их венчал…