Всегда найдутся люди, которым можно внушить, что угодно. Прикрываться можно, при этом, хоть пророком Мухаммадом, хоть Марией Дэви Христос - тут все едино. Поэтому если и надо кого опасаться, то не шелковых ряс или часов за стотыщмильенов, а людей без мозга, которые радостно повесят вас на фонаре только потому, что вы не в то веруете. Хороший, умный священник и учит хорошему и умному и таких большинство, но на экране телевизора будет Чаплин, который дискредитирует все хорошее в момент. И по нему будут судить вообще все православие. Что и происходит. И о чем я с начала этой дискуссии и веду речь.
Вот хороший священник, но кто о нем знает? Увы, для множества людей не он лицо церкви, а жаль.
Вячеслав Шапоров, иеромонах из Казани
Организовал реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов:
«Лично для меня эта история началась в 2005 году, когда при епархии был создан отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, и меня благословили возглавить его. Почему меня? Возможно, потому, что в молодости я встречался с такими людьми, и как мог, помогал им. И потому, что таков промысел Божий, а наше дело – послушание.
Я стал вникать в эту проблематику, изучал аналогичный опыт других епархий. В 2005 году мы пошли в наркодиспансер, проводили беседы с людьми, организовывали молебны, раздавали литературу. Но в стационарах люди находятся краткий срок, пока их выводят из абстинентного состояния, а планомерная работа требует гораздо большего количества времени. Поэтому в 2007 году мы совместно с одной православной общественной организацией выиграли грант и открыли амбулаторный православно-просветительский центр святителя Варсонофия, где стали собираться люди, заинтересованные в борьбе с бедой алкоголизма и наркомании: родственники зависимых, врачи, психологи. А в 2009 мы нашли заброшенный храм в селе Русские Казыли (к сожалению, долго искать не пришлось, у нас в регионе хватает таких храмов), в честь Благовещения Божией Матери, 1741 года постройки. И основали при нем православный реабилитационный центр, который впоследствии назвали «Ковчег».
Поначалу у нас жили по десять человек, потом их число выросло до двадцати, мы объединили людей вокруг благородных целей – они пытаются преодолеть собственную тягу к наркотикам и алкоголю и одновременно восстанавливают храм. Работа продолжается и по сей день, и за это время через наш центр прошло более пяти сотен человек. Приезжают из разных уголков страны – от западных границ до Урала.
О деньгах и свободе
Я не считаю, что мы не вправе брать у людей деньги за то, что они находятся в нашем центре. Хотя бы потому, что мы не врачи-профессионалы, и наше дело не лечить, а помогать. Тем более, что, по сути, наркомания и алкоголизм – неизлечимы, и перед этой бедой нередко оказываются бессильны и медики-профессионалы. Помочь может только Господь Бог, наша цель состоит в том, чтобы человек нашел дорогу к этой помощи, почувствовал её, задумался над тем образом жизни, который ведет, поменял свои внутренние ценности, либо подкорректировал их.
Кстати, к нам обращаются, как правило, те, кто в каких только центрах не побывали, все деньги давно потратили… А у нас все бесплатно. Живем мы, конечно, благодаря жертвователям, какого-либо целевого финансирования нет, деньги собирать удается, хотя, конечно, если бы речь шла о детях, то, наверное, коммерсанты давали бы больше и охотнее. Но и таких людей, как наши пациенты, бросать нельзя, потому находим возможности.
Силой у себя мы никого не держим, у нас нет цепей и замков. Каждый человек может уйти, когда ему вздумается. В целом, курс реабилитации рассчитан на год, но есть люди, которые у нас задерживаются и на больший срок: на полтора года, на два, на три. Это, в основном, те, у кого есть серьезные материальные проблемы, или им просто некуда возвращаться. Бывает такое, что люди живут в центре, потом уезжают, а через какое-то время возвращаются. Если человек придерживается наших правил, соблюдает распорядок, то мы не в праве его выгнать. А вот за нарушения, конечно, приходилось выгонять, были такие случаи.
О реабилитации
Наш курс состоит из нескольких составляющих. Это, безусловно, трудовая терапия – работа по восстановлению храма плюс наши ребята постоянно участвуют в тушении пожаров, которые нередко вспыхивают в окрестных полях и лесах, местной власти проще обратиться к нам, потому что пока пожарные приедут… Ну, и, конечно, работа на себя, они сами себе готовят, и сами же себя обслуживают. Берем в Центр только мужчин, чтобы, во-первых, не было различных нежелательных эксцессов, таких как ревность, соперничество, которые возникают, когда в мини-социумах появляются женщины, и, во-вторых, чтобы они заботу о себе не перекладывали на женские плечи. Дело в том, что у многих наших воспитанников за время употребления наркотиков напрочь атрофировались простейшие социальные навыки: зачем, например, убирать за собой, когда рядом мама, которая из жалости и уберет, и накормит, и напоит, а ему уже тридцать лет, если не старше. Мы принципиально всю деятельность в центре поставили так, чтобы ребята заново научились все делать сами.
Весомую часть составляет духовная составляющая: участие в богослужениях, чтение молитв, псалтири, катехизация. А также занятия с психологами и с педагогами, преподающими такие предметы как обществознание, история. К нам, естественно, приезжают и медики, поскольку у большинства наших подопечных имеется зачастую целый букет сопутствующих заболеваний, есть и ВИЧ-инфицированные. Педагоги и врачи – казанские специалисты – приезжают в село и работают исключительно на волонтерских началах.
Я вижу процесс так: оставить грех злоупотребления – это одно, совсем другое – научиться жить в нормальном обществе и нести ответственность, в том числе и за себя. Наркоманы и алкоголики в основном живут по своим особым законам, уголовным понятиям, а им предстоит заново интегрироваться в социум. Не достаточно просто перестать употреблять, нужно еще выработать в себе умение правильно реагировать на трудности, которые встречаются в любом обществе, не срываться, сталкиваясь с ними, вновь прибегая к алкоголю и наркотикам.
На сегодняшний день результат нашей терапии где-то пятьдесят на пятьдесят, одни выходят в устойчивую ремиссию, другие срываются. Человеку, который разрешал себе все, у которого все страсти достигали максимума, взять и перестроиться очень тяжело. Кто понимает – старается, падает, снова встает. Согрешил – покаялся. И вновь борьба с собой. Необходимо научиться следить за собой, контролировать собственные эмоции и мысли. Очень серьезное влияние оказывает окружение, наши воспитанники возвращаются в мир, и что они там видят? Прежние друзья – наркоманы. Пропаганда удовольствия и материальных благ, в том числе пороков, через СМИ. Трудно не поддаться, если не проводить поддерживающую терапию: найти работу и увлечение, читать правильную литературу, посещать храм, исповедоваться, причащаться.
В принципе, ничего не нужно придумывать, все о том, как жить и бороться со страстями сказано в Евангелии, Господь дал нам закон и пример, как следует поступать, чтобы преодолевать свою гордыню, стараться со всеми жить в мире и делать добро, даже если тебе делают зло. И люди, которые враждуют с тобой, будут посрамлены, поскольку ты ведешь себя добродетельно и не питаешь зла к ним.
О человеческом отношении
К нам в основном приезжают алкоголики и те, кто употребляют курительные смеси и синтетические наркотики, героинщики сейчас редки, наши пациенты сами признаются, что так происходит из-за того, что этот наркотик очень дорогой. Естественно, что это непростые люди, нередко с исковерканной психикой, и за всю историю нашего центра происходили разные инциденты. Но никогда мы не чувствовали агрессии с их стороны. Напротив, они даже защищали нас – священников, педагогов – когда приходили подвыпившие селяне и начинали вести себя агрессивно. А все почему? В основе работы с такими людьми должна быть любовь. И честность во взаимоотношениях. Им этого отчаянно не хватает в большом мире. И когда ты относишься к людям подобным образом, абсолютно искренне, то они в ответ также начинают относиться и к тебе.»