За весь период изучения информации и всевозможных версий гибели ребят считаю, что озвученная версия с завалом палатки снегом наиболее обоснованная и правдоподобная. Могло ли накопиться большое количество снега на скатах палатки в такую погоду? Безусловно. Судя по фотографии, где дятловцы ставили палатку, мело вполне прилично. Живу в Сибири и борюсь со снегом (зима 2020 года) практически ежедневно. За любым препятствием на продуваемом пространстве в буран\метель образуется сугроб размером не менее 1\3 - 1\2 от размера препятствия, будь это забор, автомобиль, сарай, другой сугроб. В сильную метель, когда снега нет, но его сдувает с других мест, плотность такова, что невозможно подцепить снеговой лопатой. Тяжесть такая, что лопаты снеговые ломаются, берет только металлическая (штыковая или совковая). Рубить наносной метелевый снег снеговой лопатой, даже с металлической рубящей кромкой, не получается - она ломается. Из интереса взвешивал такой снег на электронных весах. Получалось около 300 кг на кубический метр. В текущем году довелось наблюдать картину борьбы со снегом. Большие бурты угля укрывали от осадков китайскими палатками. После снежной непогоды снимали эти палатки для отгрузки топлива, но не могли убрать их в нижней части бурта даже двое человек. Масса снега была такой, что усилий двух полноценных мужиков не хватало. Сдвинуть пологи со снегом и, тем более, что-то взять из под них, было совершенно невозможно. Далее, пример. Вычистил снег у гаража "под метелку" и уехал в магазин на сорок минут. За это время началась метель, которая к моему приезду наворотила снега на пустом месте по пояс. За сорок минут! Если палатка стояла за препятствием, то на её скатах с обеих сторон могло произойти накопление снега за небольшой промежуток времени. И все, кто утверждает, что снег не может травмировать человека своим весом - глубоко заблуждаются. Возьмите цемент - тоже легкая штука, если брать его пригоршнями. Но если насыпать его в бумажный мешок и опустить на голову с расстояния полуметра? Мешок цемента размером 0,6*0,5*0,13, весом 50 кг, висящий над вашей головой, не способен нанести увечье?
Очень жаль ребят, просто до слез. Никто их не убивал, они стали жертвой непогоды и небольшой промашки - не заметили накопление снега, немного расслабились. Их коллективная борьба за жизнь, в которой они не жалели себя ради других, вызывает уважение и восхищение. Но шансы в тех экстремальных условиях были очень низкие, просчитать единственно верные решения было сложно. Работая на вахте в Иркутской области, доводилось попасть в ситуацию с поломкой машины на безлюдной дороге в минус 53. В таких экстремальных ситуациях не раздумываешь, а действуешь на подсознании. Тогда почему-то не стал рассматривать никаких вариантов, кроме одного - бежать до вахтовой площадки мостостроителей около 1.5 - 2 км. Одет был легкомысленно, совсем не по северному. Бежал с ускорением, как в юности, когда увлекался футболом. Спасся, еле отогрели меня вахтовики. Почему не стал снимать колеса и поджигать, чтобы согреться? Я не рассчитывал, сколько минут и секунд у меня ушло бы на поиск балонника и домкрата, откручивание гаек замерзшими руками, на поиск спичек и разжигание покрышек. Горячий двигатель "девятки" остывал до талого за 8-10 минут, руки не успеешь согреть. Не пытался слить бензин, чтобы его поджечь, т.к. это было не просто. Не метался по сугробам в поисках сухого валежника - не так просто разжечь костер без топора и спичек. Выбрал что попроще - бежать. Мне повезло, а этим ребятам - нет. И когда начинают рассуждать - почему так сделали, а не по другому, скажу одно - вы не были на их месте в тех условиях. У них мозгов и опыта было не меньше, чем у диванных путешественников. Главный фактор, который их убил - неожиданность, внезапность сложившихся обстоятельств.