Из википедии о сложностях мансийского языка:
"Выделяют 4 диалектные группы:
Северная (по рекам Сосьва, Ляпин и Верхняя Лозьва)
Западная (средняя и нижняя Лозьва, Пелым)
Восточная (по Конде)
Южная (по Тавде).[2]
Ввиду большой территориальной разобщенности различия между диалектами довольно сильны. Особенно сильны фонетические различия, расхождения в морфологии менее значительны. Имеются и некоторые лексические различия, так в северных диалектах имеется лексика связанная с оленеводством, заимствованная из ненецкого. В лексике восточных манси имеются татарские заимствования. Взаимопонимание между сосьвинскими и кондинскими манси сильно затруднено либо вовсе исключено. В основу литературного языка положен сосьвинский диалект."
"Среди сверхъестественных существ, зафиксированных в воззрениях обских угров, выделяется еще одна примыкающая к духам группа, которую К. Ф. Карьялайнен называет "демонами", а А. Каннисто - "социальными сверхъестественными существами". Из них наиболее известен менкв, менгкв (у восточных хантов - Сэвэс, Сэвс-ики). Е. Коренчи считает это слово заимствованием из иранских языков в период с III в. до н. э. Но VI - VII вв. н. э. [122, с. 60-61]. Менквы - это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается, живут до сих пор. Их эпоха называется менквенг-торум "менквов эпоха" (манс.). Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заостренные головы (от одной до семи), железное тело, длинные ногти. Они живут в лесу, имеют семьи, охотятся, ходят только пешком. На медвежьем празднике (см. ниже) они выступают в высоких масках из конских хвостов, громко кричат и хохочут. В фольклоре они часто рисуются людоедами.
У северных обских угров много рассказов о существах мши (хант.), мис (манс.). Они близки лесным духам, на Сосьве их считают детьми менквов. У других групп они называются просто лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Лесные люди охотятся на зверей, имеющих особые признаки, собакой им служит медведь или соболь с шелковым шнурком на шее. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, у них много соболиных шкур. Они дают охотничье счастье.
В мифологии манси с менквами соотносимы ряд других лесных духов – вор кар, вор матэр, вор махум, вор пупыг , вор пупыг хуль, ворут, вор хум , вор яли, лумп , урас, урман-хум, утьси, вор утьси, ур утьси, унху, хумпал, ялань, унт-тонх, вонт-лунк (хант.), кумпэленг (манс.)"
В записях этнографы чаще заменяли все эти сложные и разнообразные наименования просто на лесных духов. Отсюда и большая путаница в попытках что-либо выяснить.
Если предполагать, что ГД погибла от воздействия "реликтового гиминоида" в лице какого-либо из вышеперечисленных представителей, то согласно информации из фольклора напрашивается следующее: наиболее агрессивными к людям являются только менквы, а не лесные духи и лесные люди. Последние настроены к людям очень даже лояльно, помогают в охоте, любят вступать с людьми в родовые связи, и даже не угрожают при их сопротивлении такому сожительству, только лишают своего благоволения, что ведет впрочем к скорой смерти отступника. И я бы по-прежнему утверждала, что на спорном фото, которому посвящена эта тема, запечатлен именно представитель таких лесных людей. Про взаимоотношения людей с менквами сказаний не так уж много, но достаточно одного упоминания про них, как о людоедах. Менквы из мансийской мифологии сродни великанам в европейских сказках, которые также были людоедами.
За что менкв мог убить туристов? Скорее всего за игнорирование ими его предупреждений, которые им наверняка посылались в каких либо формах. А предупреждения могли касаться пути, по которому шла группа. Эпогеем могло стать шутливое обсуждение в палатке темы "снежного человека", а если его и видели- то и его самого. Небольшая тонкость- в сказаниях (и сборнике Кошмановой) упоминается молитва как средство спасения от менква или лесного духа. Если бы ребята не были атеистами, может это бы их спасло.