Л.Ф.Липатова,
ст. научный сотрудник Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского,
Заслуженный работник культуры РФ
СВЯЩЕННЫЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ МЕСТА
Судя по творчеству Константина Дмитриевича Носилова, можно сказать, что ему довелось в своих путешествиях по Уралу, по Новой Земле, по тундрам полуострова Ямал многое узнать о традициях, обычаях, верованиях коренных народов Севера. Например, в книге «У вогулов» у него помещена статья «Таинственное из жизни вогулов». Вогулами раньше называли народ манси. А в книге «На Новой Земле» есть статься «Таинственное из жизни самоедов». Самоедами звали раньше ненцев. В общем, есть немало трудов К.Д. Носилова, где он рассказывает о шаманах, о восприятии местных народов Николая Угодника, о различных религиозных праздниках и т.д.
По представлениям северных народов мир вокруг нас создан и населен многочисленными божествами и духами. Духи-хозяева есть у скал, больших камней, островов, деревьев, рек и озер, участков земли. Они контролируют все нужды и интересы местности, находящейся под их властью. Есть вредоносные духи, которые могут быть посланы на оленей, чтобы погубить целое стадо, а также наслать болезнь и даже смерть человеку. Есть, напротив, духи-охранители, которые помогают и защищают человека, его семью, его оленей. Есть духи предков и духи-хранители жилища, которые всегда помогут, если с ними правильно обращаться и относиться к ним с уважением.
Общение с божествами и духами для народов Севера происходит на священных местах, которые создаются человеком в «особых» природных условиях: «возле камня какой-нибудь причудливой формы, на вершине сопки, которая в разную погоду «меняет» свои очертания, на берегу озера». Каждое святое место или «святилище» уникально, оно наполнено «мифологическими образами и мощной природной энергетикой». Святилище формируется из рогов и черепов домашних оленей, здесь же можно увидеть черепа медведей и лосей, а также приклады в виде материалов и монет. Все это – дань кочевников, дар людей духам-хозяевам, духам-охранителям, которые размещаются в центральной части святилища. Дух – невидимый, но вместилище для него люди часто изготовляют сами, в виде деревянных идолов (сядей). Это упрощенные человеческие фигуры без рук, с едва намеченными чертами лица.
В ямальской тундре много почитаемых священных мест, которые регулярно посещаются членами рода. Почитаемыми местами у коренных народов Севера являются кладбища. Для ненцев и хантов ямальской земли характерны разные способы захоронений. Ненецкое кладбище – хальмер – «это лес или остров покойников». Обычно хальмеры располагаются на возвышенных местах по берегам рек, озер. Размеры таких кладбищ различны – от нескольких десятков до двух-трех захоронений. На хальмерах расположены наземные захоронения. У каждого рода есть свои кладбища. Иногда покойника долго возят с собой на нарте, пока путь кочевья не пройдёт мимо кладбища.
Хантыйские кладбища – это родовое «поселение умерших». Кладбища располагаются на высоком, сухом, песчаном месте, отделенном от поселка водной границей. Для северных ханты характерны погребения в земле, с надмогильным сооружением в виде небольшого срубного домика с двухскатной крышей. Раньше ханты хоронили своих умерших в лодках.
При погребении и у ненцев, и у хантов в гроб кладутся все вещи усопшего, которыми он пользовался при жизни, и которыми он будет пользоваться в загробном мире. Мужчине обязательно кладут нож, топор, иногда ружье (в прошлом – лук и стрелы) и другие орудия производства и охоты, а также миску с ложкой, табакерку, трубку. Женщине кладут скребок для выделки шкур, швейные принадлежности, чашку, ложку и другие предметы хозяйственного обихода. Все вещи непременно подвергают порче – протыкают, прорезают, ломают. По представлениям северных народов в «другом мире» все происходит наоборот. Солнце светит не сверху, а снизу, люди ходят верх ногами, а сломанные вещи оказываются целыми. Сейчас на могилах в тундре встречаются кресты, но к ним всё равно привязывают хорей (шест для управления оленьей упряжкой) или капкан, чтобы показать, что это был «знатный охотник».
У северных народов после смерти человека, его родственники изготавливают деревянные куклы с монеткой или металлической пуговицей вместо лица, которые называются нгытырма или сидря. Эти изображения «живут» рядом с людьми, в жилище, их кормят, поят, совершают воздаяния в виде бескровной и кровной жертвы.
Путь человека после смерти у народов ямальского Севера не прекращается, просто ушедшие из среднего мира перебираются кочевать на пастбища иной, нижней земли. А чтобы в другом мире человек жил в привычном ему ритме, рядом с захоронением оставляют перевёрнутые нарты. Ведь по старинным поверьям после смерти человек будет жить в загробном мире по законам того народа, к которому принадлежал при жизни.
Сегодня я расскажу вам об одном почитаемом месте у народа ханты, на котором мне довелось побывать и даже принять участие в проводимом там ритуале. В середине сентября 2006 года мне довелось побывать на удивительно красивой реке Сыня, которая берёт начало с гор Приполярного Урала и впадает в реку Обь. По её берегам сохранилось несколько старинных гортов, то есть поселений народа ханты. Мой путь лежал в посёлок Оволынгорт, где в это время находилась моя давняя приятельница Эстер Рутткаи – научный сотрудник отдела финно-угорских языков Института языкознания Венгерской академии наук. Она часто бывала в Сибири, занималась изучением различных диалектов хантыйского языка. В настоящее время она является директором музея Регули в г. Зирц в Венгрии.
Оволынгорт - крошечный посёлочек, где живут коренные жители этих мест – ханты.
Это один из заповедных уголков, где люди до сих пор придерживаются своих традиций и обычаев, свято соблюдают древние ритуалы. На один из таких обрядов пригласили и меня, чему я несказанно обрадовалась, потому что такого раньше я никогда не видела, хотя пришлось повидать немало в своих путешествиях по краю.
Этот обряд носит название Ура. Слово произносится с ударением на первом слоге.
Приведу отрывок из книги «Обряды жизненного цикла у сынских хантов» Н.М. Талигиной – научного сотрудника Ямальского филиала Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, в главе «Обряды, связанные со смертью человека». (Издательство Томского университета. 2004 г).
«Изготовление Ура – вместилища души. У сынских ханты существует понятие о пристанище для душ погибших людей – Ура. Сами фигурки-вместилища душ покойников тоже назывались Ура. Ура – это жилища душ погибших людей, домики. Словом Ура называли и маленькое «селение» из таких домиков. В них поселяли души людей, умерших не своей смертью. Например, если они умерли при эпидемиях или погибли: утонули, умерли при родах или ушли из жизни по своей воле. Людям, умершим естественной смертью, Ура не изготавливали. В Ура - «селения» помещали близких родственников, можно назвать их семейными.
Ура – это пристанище блуждающей души человека, умершего неестественной смертью. Ханты считали, что души таких людей после смерти человека долго не могли успокоиться, найти себе место обитания. Носилась душа умершего человека - «исхор» - по белому свету, пугала людей, уносила души маленьких детей, насылала на близких родственников болезни и другие неприятности. Душа погибшего человека могла превратиться в злого духа, в этом случае ему приносились жертвы, чтобы умилостивить.
Изображение Ура изготавливали в разные сроки. Но большинство сынских ханты придерживались определённых сроков. Изображение Ура изготавливали для женской души спустя четыре года, а для мужчин после пяти лет траура. Так называемые годы траура не соответствовали общепринятому времяисчислению. Одним годом для покойного человека являлся один сезон, вторым годом – второй сезон. Таким образом, покойный «проживал» четыре года в один год живого человека. Родственники несли траур два реальных года по умершей женщине и два реальных года, плюс один сезон по умершему мужчине.
Поселение Ура это небольшие амбарчики ура-хот (дома ура), в каждом хранится одна фигура Ура вместе с пожертвованиями. Размеры амбарчика: длина 60-70 см, ширина 40-50 см, высота 60-65 см, доски шириной 30-40 см. Стены и пол – из досок, имеется дощатая дверь. Ура-хот имеет двускатную крышу. Поверх балок крыша покрывается берестой, а затем досками. Родственники заранее оповещали о дне изготовления Ура. Приглашали близких, соседей, шамана. Рано утром выезжали на оленях на Ура, взяв с собой жертвенного оленя. Прибыв на место, располагали оленьи упряжки. Открывали ёш ус – «отверстия для рук» у старых Ура. При этом целовали крышку домика или стучали по крышке домика Ура. На старом кострище женщины разводили огонь и кипятили чай. Посуда для поминального обряда – котёл, чайник, чайная посуда, стол – постоянно хранились недалеко от кострища. Вскипятив чай, накрывали стол, еду раскладывали в несколько чаш и их разносили по нескольким Ура-домикам. Стол и чаши с едой стояли некоторое время для духов ура-порцы латы.
Изготовление домика Ура и размещение в нём Ура отдалённо напоминали похороны умершего человека на кладбище. Отличие было в том, что домик был над землёй на высоте более метра. Домик был из досок, с двускатной крышей, без окон и дверей, с отверстием для руки в торце ёш ус. Чтобы закрыть отверстие в домике Ура, отпиливали от толстой доски кусок, прибивали к нему ручку - и была готова пробка для закрывания отверстия в домике.
В домик Ура сажали изображение Ура, обязательно туда клали пиджак, рубашку, свитер, женщинам – головной платок, платье. Вещи должны быть не новыми, а ношенными при жизни владельцами.
Поставив домик на высокий пень спиленного дерева, надёжно укрепив его, сажали в него на кусок оленьей шкуры изображение Ура. После этого забивали жертвенное животное. Жертвенной кровью обмазывали вокруг отверстие ёш ус и ствол дерева, на котором укреплён домик. Духов Ура «угощали» свежей кровью и мясом. Затем варили в котле мясо и снова угощали Ура и угощались сами. Перед тем, как уйти домой, убирали стол, посуду, котлы и чайники на место. В селении Ура имелся один стол и посуда для всех. Хранили их возле костра-очага в определённом месте. Уходя домой, после себя дорогу перекрывали берёзовыми веточками».
Мы побывали на Ура-селении семьи Лонгортовых, которое находится недалеко от деревни Овалынгорт. Год назад муж Александры Михайловны Лонгортовой утонул, поэтому она изготовила его Ура. Мужчины построили вместилище для его души. На этот раз они пришли его помянуть, Открыли все Ура, разожгли жертвенный костёр, сварили уху и чай. Вся пища должна была постоять перед открытыми Ура. Это своеобразное угощение для них. Только потом можно угощаться и всем присутствующим. Всем Ура делаются подарки в виде ленточек или полосок ткани. Все домики Ура были уже на земле, кроме Ура её мужа, потому что ветер и снег делают своё дело – Ура падают на землю. По обычаю поправлять в таком месте ничего нельзя, поэтому домики не поднимают снова на высоту. Кстати, если тело умершего нашли, то он хоронится на обычном кладбище, а в Ура-селении помещается только его изображение Ура.
В этом поселении даже есть два Ура, посвящённые погибшим на фронте. Помянув погибших не своей смертью, костёр затушили, посуду сложили в чемодан и поместили в специально приспособленное для этого место. Всё Ура закрыли крышками. Уходя, Александра Михайловна положила на тропинку берёзовые веточки.
Говорят, что душа умершего человека живёт, пока о нём помнят.
Добавлено позже: