Директор турбазы Юрий Бондарев говорит о совершенно конкретном существе - снежном человеке, рассказывает случаи "видели, чувствовали и т.д." и тут же говоря о манси, охотниках и рыбаках, употребляет понятие дух: "попросят духа что-то дать, и он тебе даст, бери столько, сколько тебе нужно, а не больше". Случайно ли он смешивает понятия СЧ и дух, но это очень верно, поскольку, обращение идет к живому существу, которое в любой момент можно встретить, которое следит за своими влалениями, является чем-то вроде хозяина, "юродивый" в хорошем смысле этого слова, в религиозном можно сказать, такие языческие божества-духи, вполне материальные. "дух" - означало раньше "дышащий". Также манси не зря употребляют, говоря о СЧ слово "менк", "менкв". А еще одно название - "куль", сродни кавказскому "гули".
Все эти названия подразумевают одних и тех же существ (куль, куль-отыр, менк, дух, снежный человек, йети). Они там, у манси, в обиходе и на слуху. Да, они встречают их крайне редко, но всё таки встречают и знают об их существовании, и не сомневаются в нём. Каждый, правда, по разному относится, часто граница в понятии манси между незримым духом и дикарём человекоподобным в шерсти стерта, вроде: "есть кто-то, хрзяин какой-то, некоторые видят, чего там докапываться до сущности?..."
Кто-то из наших столичных "аналитиков человеческих заблуждений" и "правдорубов-скептиков" желает выдать это за враньё и фантазии, "приманку" для туристов, вроде лохнесского чудища. Нет, такие истории не могут быть выдуманы и вряд ли привлекут туристов, а скорее - наоборот. Рассказы о них периодически возникают и подпитываются реальными встречами. Даже не желающий верить этим рассказам порой решает для себя: "хрень там какая-то водится, выдумывают всё, но ехать неохота, чёрт его знает чего там...", а съездив, (и что естесственно, никого и ничего такого "из рассказов" не встретив), он начинает трубить на всю сеть, мол: "сказки, бред, алкашня врет, я там неделю был, ко мне СЧ не вышел."