Не думаю, что СЛ имеют градации по взаимодействию с человеком. Люди не являются целью их охоты.
Наверное всё зависит от вида СЧ
Но затем Даниел, несмотря на полный скепсис, детально записывает обобщенный материал, собранный им о том, на чем зиждется «вера» (а я бы сказала, знание) шерпов в реальность зверя. Он отдает должное этому народу в знании жизни, в чуткости к любым ее проявлениям. Итак, наблюдали три разновидности йети. Первая — drema, или telma — означает в первоначальном смысле, по М. Опитцу, один из подвидов бурого медведя. Хотя речь идет о двуногом существе, родственном человеку, покрытом рыжеватой, коричневой или черной шерстью. Его появление якобы предвещает несчастье. Что же, если это касается оползня, обвала либо землетрясения, то такое наблюдение весьма обоснованно. Размерами и поведением оно напоминает мохнатую обезьяну, отличается отсутствием хвоста. Тельмы — существа общественные, живут группами. Голос вселяет чувство тревоги. Особенно присвист «ке-хии». Они не спускаются к людям ниже верхней границы леса. Возможно, из-за того, что их традиционно отгоняли кострами.
Второй вид йети — chuty (убийца коров). Синонимом этого слова служит выражение, которым в Тибете обозначали медведя, нападающего на коров и другой скот. Хотя это существо крупнее медведя, шерсть у него той же окраски, как и у предыдущего. Предпочитает передвигаться на четырех лапах.
Третий вид— mity (грабитель), название буквально переводится как «медведь-человек». Но оно же используется и для обозначения медведя. Волосы рыжеватые или совсем светлые, на черепе вытянутой формы — спадающая на глаза грива. Хотя размерами оно не крупнее человека, тем не менее сильнее медведя. Несмотря на вертикальное положение тела, имеет поразительную особенность. Ему приписывают повернутые назад ступни, что, как мы знаем по другим зверям, скорее всего, свидетельствует об определенной хитрости — желании замести следы, скрыть направление действительного движения.
Эта разновидность человекозверя наиболее опасна. С мужчинами они расправляются самым жестоким образом, а женщин склонны похищать с утилитарной целью
Оказывается и палатку они любят разшатывать
В августе 1961 года Л. И. Морозов, геолог-нефтяник, работал в Среднем Гоби километрах в двухстах от Даланд-Задгада. Две монтажные бригады на бурении скважин постоянно сменяли друг друга. Как-то так получилось, что техник Морозов не спал уже две смены и буквально валился с ног от усталости. Метрах в семидесяти от общей юрты находилась отдельная палатка, где он и намеревался как следует выспаться. Устроившись с наступлением темноты на ночлег, он среди ночи неожиданно проснулся. Палатка вся сотрясалась, будто кто-то, решив его разбудить, ходил вокруг нее, дергая за крепежные веревки и колышки. Свалился какой-то ящик, полетели на пол кружка и ложка. Разозленный геолог выскочил из палатки и… лицом к лицу столкнулся с чудищем. Первое, что он отметил, нет, не размеры незнакомца, а отвратительный запах (вот откуда название «отвратительный снежный человек»). Рост же его был обычный, ненамного превышающий метр семьдесят. Широко расставленные дикие глаза, лохматый с головы до пят, двуногий, человекоподобный. Изо рта выступало что-то, напоминающее пару клыков (о них очевидцы упоминают крайне редко — один-три из тысячи, да и то не совсем ясно, были ли это клыки на самом деле). Морозов, как он мне рассказывал, успел подумать: «То ли бродяга, то ли одичавший человек». (Он тогда еще не знал, что даже в экстремальной ситуации отшельник или заблудившийся человек, как бы долго ни скитался, не обрастает волосами, тем более сплошь.) Шеи как бы не было, руки и ноги длинные. Несколько секунд — глаза в глаза — рассматривали друг друга. Состояние свое геолог потом сравнивал с шоковым. В какую-то долю секунды собрался с силами и рванулся к юрте. Сзади раздался истошный вопль, взлетевший на самые высокие ноты, — такого звука Морозов никогда не слышал ни до, ни после того случая.
И помериться силами некоторые тоже большие любители
В здешних тундрах, лесотундрах и кое-где сохранившихся в складках предгорий участках настоящей тайги давно бродит некий сталло-стал, любящий подходить к человеческому жилью, бродить вокруг него, свистеть, чем и вызывать людей из жилищ. Совсем как чучуна в Якутии. С вышедшим он начинает бороться. Кто в этой борьбе бывает побежден, тот чаще всего обречен на смерть, совсем как в некоторых местностях Средней Азии, где такие существа то предельно робки, то вызывают на схватку встретившегося в сумерках человека. Многие ссылаются на то, что видимые травмы на их теле нанесены именно таким героем. Так, например, в кишлаке Фарух объяснил местный житель исследователю А. Новикову увечье своей ноги.
И отбросить человека на приличное расстояние тоже может
Но совсем поразительное приключение ожидало человека в августе 1983 года. Необычными были время и характер контакта.
Итак, потомственный оленевод Алексей Иванович А., никогда не слышавший о таком звере, заготавливал на той же самой речке С., где в свое время саам подкармливал человекоподобного двунога, древесину для полозьев саней. Шел по крайнему к горе ряду деревьев, где именно и можно было встретить изогнутые ветром стволы. Нашел то, что надо. И только было занес топор, как вдруг боковым зрением заметил, что от ствола соседнего дерева отделилась человекоподобная фигура. Когда этот некто приблизился, Алексей Иванович понял, что тот значительно выше его, где-то за два метра при метре восьмидесяти пяти самого оленевода. Взгляд человека уперся в грудь незнакомца (пришелся на этот уровень). Выше поднять глаза он не решался. Тело пришельца было покрыто светло-коричневой шерстью. Незнакомец обхватил человека так, что руки его сошлись у того за спиной. Алексей Иванович ощутил запах животного и пальцами прикоснулся к его телу, успел даже удивиться, что шерсть на ощупь гораздо мягче, чем у медведя. Это был контакт уже высокого порядка.
Сделав несколько раскачивающих движений, зверь оторвал человека от земли и швырнул его в сторону. Тот пролетел метров пять над землей, а когда упал, то ощутил, что сразу взмок, забился в ознобе. Хватило сил слегка повернуть голову, чтобы взглянуть на обидчика. Высоченное существо уходило в горы, не оборачиваясь, глубоко втянув голову в плечи.
Размер ноги его иногда может соответствовать человеческому
«Долго сомневалась, рассказывать ли?.. С 1 по 10 января мы путешествовали по Северному Уралу. В ночь с 3 на 4 января осуществили восхождение на гору Денежкин Камень (от Шартского Кордона). Была лунная ночь, видимость отличная, мороз стоял 30—35 градусов, очень сильный ветер. В районе Сорокинских Ворот на выветренном месте мы увидели следы босой ноги. Замерили длину ступни (след не медвежий). Это была нога примерно 38-го размера. Цепочка следов совпадала с нашим маршрутом. След принадлежал явно двуногому существу. В одном месте, где нужно было встать как будто на высокую ступеньку, а именно, где я хотела опереться рукой, был след… руки. Дальше к следу ноги примерно 38-го размера присоединился второй, больший, примерно 43-го размера с изогнутой наружу ступней. Дальше следы шли рядом. Когда мы возвращались, видели эти же (такие же) следы идущих впереди нас существ.
Подробное описание внешности этого существа, человека, встретившего его почти впритык.
Голова выглядела округлой, но позднее, когда зверь повернулся, я заметила удлиненный затылок. Волосы на голове короткие, длиной 2—3 сантиметра. Кожи лица я не видела, все оно заросло волосами, не видно было и ушей, носа, ноздрей. Видны были, повторяюсь, лишь глаза — продолговатые, глубоко посаженные под выступающими надбровьями, к которым по преимуществу и было привлечено внимание каждого из нас. Челюсти незначительно выдвинуты вперед, видна узкая длинная щель рта. Голова посажена прямо, шеи не видно. Очень широкие плечи, необыкновенно развитые. Подобная мускулатура возможна разве что у культуриста. Грудь мощная, бочкообразная. Могучие руки свободно свисали, длина их была такой же, как у человека. Кисти непропорционально большие. На ладонях рук кожа была без волос, красноватого цвета. Ноги высокие и стройные. Никаких обезьяньих «полусогнутостей». Ступни, как и кисти рук, тоже казались непропорционально большими…
И свидетельства ханты-манси
Хантам и манси тоже известен наш герой. Наиболее активный опрос населения к северу от Ханты-Мансийска в 70-е годы провел Владимир Михайлович Пушкарев. Перелистывая его путевые записи, понимаешь, чем и как был обусловлен его каждый последующий шаг. Это действительно путь первопроходца.
Вот его записи, собранные от людей разной национальности. Хотя именно она не имеет никакого значения, но уж поскольку в те достославные времена это деление наличествовало как одно из главных в самом главном документе, то и мы воспользуемся им.
Кунин В. Е., рыбак из Тарко-Сале, селькуп:
«Волосатый мужик пьенагос, по рассказам очевидцев, лесной житель, очень высок. В последнее время ушел в места с твердой породой, где каменные гряды».
Адер М. П. из Самбурга, ненец: «Нылека-тунгуз (нылека-чудовище) тонкий, высокий, ходит без одежды. Родители говорили, что он воровал женщин».
Пяк Анна из Нори. Примерно в 1933 году, когда ей было лет пять—семь, ее украл длинный, тонкий тунгуз. Она ходила вместе с ним по лесу вдоль реки. Так продолжалось примерно две недели. Она отказывалась от предлагаемой еды личинок и насекомых. Он отвел ее к людям.
Пеко О. называет существо не тунгузом, а тунгу. Он бродит по лесу, заскакивает в чум. Мужчину может убить. Женщин ворует. Ненцы считают его страшным.
Салиндер Д.: «Знакомые мне люди видели тунгу. Он высокий, тонкий. Без одежды, ходит босиком. Свистит пронзительно. Есть и женщины тунгу. Сейчас о нем не слышно. До войны о нем много говорили».
Это и многое другое можно почитать в ссылке, а верить или нет - дело каждого
https://www.e-reading.club/chapter.php/41264/4/Nepomnyashchiii_-_Zoopark_dikovin_nasheii_planety.html