О медвежьей присяге (из книги Харузина. Н. Тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов.1899. )Тезисно.
Медвежья присяга – очистительная клятва медведем. Одна из наиболее сильных. В конце XIX века принималась судами перед лицами, которые решились ей воспользоваться в качестве доказательства их невиновности.Способы ее принесения разные.
1. Например, присяга на верность. На кожу медведя клали топор, которым его ранее порубили. Присягающим давали нож, снятый с кожи медведя. На конце ножа – кусок хлеба. Присягающие говорили формулу, согласно которой, если они не будут верны господину (государю): «то чтоб меня медведь изорвал, куском сим, который ем, то чтоб мне подавиться, топором сим, да отрубать мне голову, а ножом сим, чтоб заколоться».
Так, медвежья присяга сочетала в себе еще 3 – ножом, топором, хлебом. Остюда ее чрезвычайная важность.2. Очистительная присяга над медвежьей головой. Требовалась остяком в случае подозрения его кого-нибудь в преступлении. Обвиняемый разрывал ножом медвежий нос и говорил – «если моя клятва ложна, да сожрет меня медведь». На ложные клятвы никто не решался, так как вера в нее была глубока и непоколебима.
3. Клятва на медведе не совершать чего-либо - «Медвежья присяга». Когда, например, остяки/вогулы ходили на охоту с русскими, они приносили «медвежью присягу» в верности и резали ножами голову медведя либо кусали ее. Нарушивший верность, по убеждению приносящих присягу, будет съеден медведем. (!!!)
О медвежьем культе (из книги Харузина. Н. Тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов.1899. )Тезисно.
При убийстве медведя остяки/вогулы просили у него прощения. Говорили, что убили не они, а ружье, свинец и порох, которые дали русские (!!!). Остяки/вогулы верили, что могут оскорбить тень мертвого медведя, поэтому искренне просили прощения, чтоб не навлечь на себя несчастья.
Шкуры с убитых медведей снимали как шубу с хозяина, боясь причинить «неудобства» медведю. Если в его мясе не нуждались, то хоронили его в земле. После убийства медведя остяки бросали друг в друга зимой – снег, а летом – землю, чтобы совершить очистительный ритуал.
На праздновании по случаю убийства медведя плясали и пели песни. Пели и такие, которые петь многие не могли, а пели и знали – только старики. Это была «медвежья песнь», которая, по преданию была сочинена медведем, когда он был еще человеком. Иногда в плясках манси использовали берестяные или деревянные маски.
Был и обряд поедания священного мяса. Женщинам доставался медвежий зад, а мужики в поле готовили голову, лапы и сердце медведя.
Остяки и вогулы верили, что боги посещают землю по ночам, именно поэтому они проводили торжества в честь медведя ночами.
Остяки/вогулы проводили обряды, чтобы оградить души умерших от живых. Утаптывание могильной земли, положение камней в определенном порядке, связывание (!!!).
Иногда ограждение от убиенных духов медведей было связано с жертвоприношениями (в книге не написано кого(!!!).
Считалось, человек, убивший медведя, получает навык лечения некоторых болезней.
И еще много чего интересного написано в книге.
Исходя из анализа книги и сопоставления версии Саши Ветра вывод - его версия (по крайней мере в части мотива преступления) вполне укладывается в рамки традиций и обрядности остяков.
А мотив преступления, наряду с объектом, субъектом, объективной стороной составляет состав преступления с точки зрения теории уголовного права.
Поэтому, как вариант субъективной стороной в данном деле могла быть совокупность следующих обстоятельств:- копытка, о которой говорил Саша Ветер (исходник - протокол допроса одного из манси);
- необходимость найти у манси виновных в копытке;
- понимание, что в копытке, скажем виновны духи убиенных медведей;
- осознание, что мертвых духов нужно оградить от живых;
- принятие решения совершить ритуальное жертвоприношение.
Либо версия Саши, о том, что виновниками копытки были сами дятловцы.
Таким образом, очевидно, что мотивы совершения преступления у манси могли быть очень весомыми и четкими.Добавлено позже:Верхний большой пост для понимания некоторых многоточий автора темы... Некоторым лень шевелиться