из воспоминаний судьи
Дальше в беседе НАВИГа с судьёй начинают проскакивать привлекающие внимание пассажи.
"НГВ: Я, между прочим, в Ауспии рыбачил.
НАВИГ: Гора Холат-Чахль, гора мертвецов, 1079.
НГВ: В народе мелькало название "гора мертвецов", женщине туда вход запрещён, манси знали, что у них две женщины в команде, поэтому манси на них напали. Степана Курикова я знал, мы были друзьями. Я его спрашивал: ты ходил, что видел там? Но ничего не мог сказать.
НАВИГ: Но он о причинах ничего не говорил?
НГВ: Нет, ничего не говорил.
НАВИГ: В Деле есть информация, что дали начальнику милиции Базяеву...
НГВ: Бизяеву.
НАВИГ: Проверить слух, что в каком-то посёлке мансийском, заходили ли туда дятловцы, и, якобы, манси видели, как они летели с горы. Гриф "совершенно секретно" написано начальнику милиции Бизяеву.
НГВ: Он был, конечно, не только взбешён и взбудоражен".
"НГВ: Я увлекался охотой, и тот край я неплохо изучил, добирался до Ауспии, Ушмы. Вывод напрашивается - испуг, только испуг, ну, значит, опаснейший, сотрясением этой горы несчастной. Только испуг мог вызвать их с этой палатки, тем более, в таком виде - босиком, нагишом. Ну, что тут погодные условия? Они даже начинали палатку устанавливать при этих же самых условиях и заснули при этих же условиях. Погодные условия не могли измениться, и не могли возникнуть повторно, ниоткуда. Вьюга могла сильно увеличиться, потом уменьшиться, не могло какое-то извержение возникнуть. А вот слушайте дальше. Этот самый, уважаемый Владимир Иванович и говорил: "Ты знаешь, Георгий Васильевич, мы делали запрос и получили сообщение от метеостанции, там зафиксировано появление на склоне, так, теперь на южном склоне, что ли, какое-то тело..."
НАВИГ: Тело
http://samlib.ru/k/kizilow_g_i/150308-1.shtml#metka5Добавлено позже:Если в инете задать "человеческие жертвоприношения манси", то половина ссылок выпадет на Тайну Дятлова... с обязательной фразой
"Манси не приносят человеческие жертвоприношения"..
вторая половина ссылок- это научные статьи, где говорится. что манси "приносили человеческие жертвоприношения до 1917 года" . Кто жил в советские времена, тот поймет
![Улыбаюсь :)](/forum/Smileys/default/ab.gif)
- нельзя было порочить советскую власть, а вот царизм- можно..
и неизвестно, когда закончились человеческие жертвоприношения, но явно не в 1917 году!!
На этом форуме где то есть рассказ о приношению в жертву красноармейцев, на них как раз накинули лассо и сдавили ребра.
нашла пару ссылок на конкретику:
http://biohazard.org.ua/bla390.htmlЧеловеческие жертвоприношения совершались и в угорской среде. В таежной полосе Западной Сибири такой обряд сохранился до XVII в. Согласно сведениям письменных источников, угры «побивали по своей вере, шайтану свою братию остяков». Пелымские манси приносили свои жертвы перед священной «идоложертвенной лиственницей», сосвинские же ханты совершали кровавые «торжища на культовых местах перед деревянными изображениями божеств». Так, в 1648 г. они «убили на мольбище перед шайтаном самоядского малого»183
http://senat-perm.livejournal.com/566786.htmlтут про "вотяков", но это- вроде родственники манси
Тайные обряды совершаются стариками, как заметил я выше, в годины каких нибудь бедствий, например, во время эпидемических болезней и сильных недородов, и всегда тут фигурирует главный ворожец, „быдзим-туно”.
Старик-вотяк, от которого получены еще неизвестные в этнографической науке сведения, до сих пор жив. Он занимается среди своих соплеменников попрошайничеством, как одинокий, не имеющий своего дома.
— Мултанские вотяки вынули из „замоленого” ими нищего сердце и легкие; затем, бросили обезглавленный труп в чужое поле. У нас, например, если старики режут скотину, голову не бросают. У них, мултанских, что-то совсем другое.
Приносили в жертву всякого, какого находили, лишь бы был мужчина от 18 до 60 лет, имел бы волосы светло-русые, но отнюдь не черные. Такого „замолили” однажды в роде Бигры. Говорили, что был вотяк. Он ходил по домам — закупал щетину. Ведь таких-то для жертвы и выбирали. Ходит человек туда-сюда... Увидят, что он подходящ... Заманят его к жрецу... Угостят вином до бесчувствия и, вдобавок, усыпят еще какими-нибудь средствами. Там — „замолят”. Поиски пропавшего человека будут напрасны. Спросят того, другого — не видали ли мол такого человека? Скажут: не видали и — делу конец.
Например, присмотрят постороннего подходящего человека... Заманят его к жрецу, „куа-утись” и там примут его радушно, как самого дорогого гостя, угостят самой лучшей (крепкой) кумышкой... Спросят его о том, о сем — откуда мол ты? сколько тебе лет и т. д. Напоят кумышкой... Усыпят... Потом, в самую полночь, когда кругом все безмолвствует, соберутся старики у жреца ,,Быдзим-куа” и обреченного на жертву человека унесут в шалаш Быдзим-куа. Здесь всю одежду с него снимут и положат его в большое корыто. В корыте обмоют и наденут на него чистое белье. И вот, когда такие приготовления будут кончены, один из мужиков выйдет за дверь и там спросит он, что делается в шалаше?
— Мар ужаськод (что делаешь)? — обратится к жрецу находящийся за дверью.
— Луд-Кылчину чистую жертву приношу (Луд-Кылчинлы дун виро сетско), — ответит жрец.
Мужик зайдет в шалаш, и жрец сделает небольшим ножом укол в правый бок („под мышку”) жертвы, и домохозяева-старики получат в принесенные склянки, содержащие в себе кровь зверьков (горностая, ласки, крота) по нескольку капель человеческой крови. В это время появится за дверью шалаша вдовая женщина и спросит она:
— Кому жертва (кинлы виро)?
— Жертва Луд-пери, Тол-пери (виро Луд-перилы, Тол-перилы).
Такие вопросы и ответы повторяются до трех раз, и все это делается поспешно, но с уменьем.
По получении стариками-домохозяевами в свои склянки крови, в шалаш являются женщины с кумышкой для проводов трупа принесенного в жертву человека на кладбаще „Нимтэм-шай” или „Лучкем-шай” („безымянное кладбище, ” „тайное кладбище”). Кроме кумышки, каждая женщина приносит с собой еще лоскуток ситцу или холста. Это, говорят они, на рубаху и штаны принесенному в жертву.
По сборе женщин и угощении ими стариков кумышкой, труп увозят на названное выше кладбище тихо, без разговоров, и там зарывают его в яму с лоскутками ситцу и холста. В могилу бросают и нож, которым был заклан человек. На могиле пили только кумышку и уходили домой тихо, неслышно.
Закланием и получением крови и оканчивалось. Но этим дело не завершалось. Исполнялся еще последний, заключительный обряд чокаськон. Этот обряд совершался года через три после „замоления” человека. Таким образом, человеческое жертвоприношение распадалось на три части: первая часть заключалась в принесении зверков, вторая в заклании самой жертвы и, наконец, третья в поминальном обряде.
Устраивали по умершим предкам, во главе с принесенным в жертву человеком, поминки с приношением в жертву стараго коня. В основе этих поминок лежало то мнение, что замоленный человек на том свете будет ездить и не станет мстить принесшим его в жертву. На жертву избирали обыкновенно кобылицу.
Тризны по усопшим устраивались на языческом кладбище „Нимтэм-шай”, где погребались человеческие жертвы. Собиралась туда мужчины и женщины, и молодежь. Женщины брали с собой по караваю хлеба, соли и крупы и сверх сего — печенья различного рода, да еще по паре яиц, по бураку пива и по бутылке кумышки. Закалывали кобылицу; снимали с нее шкуру и, изрубивши мясо ее в куски, варили в котлах с крупой и солью.
Каждый домохозяин брал по маленькому кусочку этого мяса совместно с частями от женской стряпни, и все это бросалось под березу; выливали туда же по рюмке кумышки и по стакану пива, при этом поминали своих усопших сродников и принесенного в жертву. Затем каша получалась отдельными семействами в свои деревянные блюда. После всего этого в особое блюдо получали голову коня, ноги и часть от правого бока.
Это служило жертвой принесенному в жертву человеку. Блюдо с такой жертвой несли к приготовленной яме с песнями в честь закланного человека. У ямы падали на колени и словами выражали просьбу о прощении за лишение жизни; говорили, что принесен он в жертву в отвращение несчастий, иначе-де быть было нельзя. После такого рода просьбы жертву зарывали в яму, со словами: „Кабыл мед басьтоз чокам животэз”
ЗЫ. далее, известен случай около той же горы Ортотен, в 1939 году нашли женщину-геолога, то ли утопленную. то ли с отрезанным языком, говорят- за то, что зашла на священное место манси.
Может быть такое. что человеческие жертвоприношения у манси прекратились именно после случая с дятловцами, когда 2 или 3 месяца поисковики жили в тех безлюдных краях, возможно всю охоту манси напугали, производили шум вертолетами, в конце концов, допрашивали манси. И манси поняли, что это дело опасное. (тогда дятловцы принесены в жертву за всех последующих людей).
Ну , можно к белым людям хорошо относиться- поить, кормить их, а краем глаза оценивать- подойдет ли в качестве жертвы?
ЗЫ. мне на работе начальник нашел фильм про манси, поэтому тут ссылку не дам. Там показывали быт манси. - избушка на курьих ножках, а в печку- всю еду засовывают... лопатой (просто напомнило русские сказки про бабу егу, она ж Иванушку явно зажарить хотела, может быть тоже в качестве жертвы)
Добавлено позже:ЗЗЫ. Ещё один кирпичик в пользу этой версии. В интервью с капитаном ( ссылку я давала в этой теме ранее), корреспондент спрашивает "Почему на месте трагедии был найден знак о принесенном жертвоприношении, манси приносили тут жертвы?" Конечно, вразумительного ответа не было
Я думаю, что знак этот - вот он...
чувствую я это интуитивно, что это тот знак о жертвеприношении.
среди пленки поисков, палатки, следов, действий поисковиков, такой вот находится снимок.. т.е. он имеет отношение к расследованию этого дела, значит, знак этот - важный. (Кстати, если кто-то смотрел фильм Триера "Меланхолия", там фильм заканчивается вот такой штуковиной")
http://fotki.yandex.ru/users/aleksej-koskin/view/398653/