Ваше толкование многое объясняет. Спасибо.
Позволю себе всё- таки вмешаться: и в качестве бывшего работника системы правосудия, который на процессуальных вопросах "съел не одну собаку", и в качестве бывшего преподавателя одного из юрВУЗов г.Екатеринбурга.
Потому что "слух режут" все эти заведомо "фальшивые ноты". Да и тех, кто сию дискуссию читает, все эти "заумные умствования" могут в заблуждение ввести. Так что не считайте, что данный комментарий обращен исключительно к вам.
Надо различать терминологию действий медицинского характера и фактические процессуальные действия. А здесь есть разница, на которой спекулируют известные всем лица, пытающиеся известными с Древней Греции приемами софистики, заключающимися "в игре слов", доказать, что "колесо-квадратное" (а в данном случае, что вместо СМЭ были проведены некие "СМИ").
А здесь всё как раз просто и исключительно прямо. И не надо всех этих кривых "обходных маневров". Ведь УПК построен по принципу воинских уставов :"чтобы любому дураку понятно было". Т. е. чтобы было понятно даже любому милиционеру, который умеет читать и прошел медицинскую комиссию, отсеивающую явных имбецилов.
Так вот, в упомянутой инструкции Минздрава процесс вскрытия трупа с целью проведения его экспертного исследования по существовавшей медицинской терминологией именовался "судебно-медицинским исследованием" трупа. Это- не процессуальное наименование данного действия.
Процессуальное наименование- это то, что указано в УПК РСФСР/РФ. И не следует смешивать "кислое" с "круглым". И в ведомственных инструкциях для "неюристов" (а судебно-медицинские эксперты- это врачи) не требуется юридических терминов. И существует общее юридическое правило, которое знают все юристы (если они учились не на "краткосрочных курсах" ради получения "юридического" диплома): всегда следует руководствоваться ЗАКОНОМ, и если что-то в ином подзаконном акте (инструкции, уставе, постановлении, распоряжении и пр.) не соответствует тому, что указано в ЗАКОНЕ (а УПК- это ЗАКОН),то применяется то, что имеется в законе, а не в любом из подзаконных актов. Но, к сожалению, некоторые из тех, которые здесь себя называет "юристами", этого базового юридического принципа как раз и не усвоили.
Так вот- по вопросу судебно-медицинского исследования трупа с целью установления причины смерти.
Во всех советских УПК до возбуждения дела допускалось лишь одно следственное действие -это осмотр места происшествия. Любые другие следственные действия до возбуждения уголовного дела ЗАПРЕЩАЛИСЬ. Правильно это, или нет- это не обсуждается. Потому что так было установлено законом.
По этой причине трупы до возбуждения уголовных дел исследовались в "непроцессуальном" порядке. То есть следователь после осмотра места происшествия и осмотра трупа на месте происшествия (это- предусмотренные УПК процессуальные действия, по результатам которых в обязательном порядке составлялись протоколы) "выписывал" т.н. "направление в морг" (были специальные бланки таких направлений- и всё это было урегулировано совместными приказами Генпрокуратуры и МЗ СССР),на основании которого в судебно- медицинском морге производилась регистрация трупа (без направления следователя труп не принимался!),после чего эксперт проводил вскрытие трупа на предмет установления причины смерти. Фактически проводилась та же самая судебно-медицинская экспертиза трупа. Но поскольку "экспертиза"-это процессуальное действие и проводится по постановлению следователя, то вынесение следователем постановления, и проведение экспертизы до возбуждения дела НЕВОЗМОЖНО. Можно сто раз обозвать то или иное исследование "экспертизой" (что и делается на бытовом уровне),но если это исследование проводится не по уголовному или гражданскому делу, оно никогда в процессуальном смысле экспертизой не будет!
Поэтому судебно-медицинское исследование трупа, проведенное до возбуждения дела (на основании не постановления, а т.н. "направления" следователя) в процессуальном (формально- юридическом) смысле и именовали "судебно-медицинским исследованием трупа"- это чтобы не путать с судебно- медицинской экспертизой, проводимой при наличии уже возбужденного уголовного дела.
И если в результате этого "СМИ" устанавливался "криминал", следователь на этом основании возбуждал уголовное дело и... выносил постановление о назначении СМЭ!
А всё потому, что в уголовном деле в обязательном порядке должно фигурировать заключение судебно- медицинской экспертизы. А "СМИ" для уголовного дела никакого доказательственного значения иметь не может: можно считать, что его, "СМИ", (с юридической точки зрения) вроде как и не существует. На основании этого постановления следователя тот же эксперт, но уже в процессуальном порядке, дав "подписку эксперта", уже на основании ранее проведенного "СМИ" (труп без необходимости повторно не исследовался) составлял заключение судебно-медицинской экспертизы. И отличались "СМИ" от СМЭ, выполненные штатными экспертами Бюро СМЭ, по своему оформлению всего лишь тем, что в первом случае эксперт не давал "подписки эксперта", а во втором- давал. А по внешнему виду -тот же самый "типовой бланк" в качестве первого листа со "штампиком" Бюро, и та же самая "круглая" печать "на подписи" эксперта.
И подшивались к уголовному делу оба документа- друг за другом: разделяло их обычно постановление следователя о назначении СМЭ. И если кто видел "живьем" уголовные дела об убийствах- сам всё это мог увидеть "своими глазами".
Тут, естественно, возникают закономерные вопросы (когда я был студентом- они и у меня возникали): "А не абсурд ли всё это? И для чего всё это нагромождение нужно???" Преподаватель уголовного процесса тогда объяснил: "Законы не обсуждают. Их исполняют. И к ним приспосабливаются". Вот все системы и приспособились таким способом к такого рода законоположениям. Хотя для нормальных людей всё это может выглядеть глупым.
Ну а вот если уголовное дело уже возбуждено- то здесь без вариантов. Следователь в случае обнаружения трупа просто выносит постановление о назначении судебно- медицинской экспертизы (потому что назначение каких-либо "СМИ" по возбужденному уголовному делу не предусмотрено и не допускается), а эксперт проводит предусмотренную УПК СМЭ (потому что и проведение "СМИ" по возбужденному уголовному делу невозможно: нет такого "действа" в УПК!).
Вот и здесь- смотрим акты: везде есть ссылки на постановления. Кроме того, на л.д.381-383 имеем протокол допроса эксперта. А допрос эксперта возможен только в том случае, если эксперт уже провел по данному делу судебно-медицинскую экспертизу. В случае проведения экспертом т.н. "СМИ" допрос эксперта невозможен.
Так что не надо выдумок: были проведены судебно- медицинские экспертизы трупов всех туристов. А то, что они в деле "без номера" оказались оформленными ненадлежащим образом- это другой вопрос. И почему так- уже объяснял.