Ортюков
24 февраля 1959 г я получил Приказание о выезде в город Ивдель для организации поисков группы туристов .
В этот же день я был принят Командующим ВВС округа с которым была достигнута договоренность о выделении одного самолета и двух вертолетов для обеспечения поиска.
В 11 часов 24 февраля мы в количестве 12 человек вылетели в гор. Ивдель. Прибыв в город Ивдель в тот же день и созвав совещание под председательством 1 секретаря ГК КПСС тов. Проданова И.С., Нами было выработано решение о выброске десантов на весь маршрут.
На основании решения мной были сформированы три десантные группы
и в период 25-26 февраля выброшены в район
23 02 первая гр Слобцова гор. Отортен,
25 02 вторая гр Гребеника гор. Гумпкопай,
26 02 третья гр Чернышова гора Ой-Чакур
и четвертая по долине реки Вижай (четвертую группу, - группу Карелина, - не забросили, ее 27-го направили прямо на место аварии – Примечание).
Выброска десантов закончена 26 февраля.
В 18.00 26 февраля находясь на радиостанции Северной экспедиции мы получили от группы Слобцова (...),
27 февраля нами были подняты десантные группы с горы Ойко-Чакур и Гумпкопай и переброшены в долину р. Ауспия.
Атманаки
25 нам сообщили, что ведутся поиски, уже заброшено два десанта на их маршрут (Слобцов и Гребеник) и чтобы мы приезжали, т.к. нам тоже будет работа. [Мы] сели в поезд и ночью были в Ивделе.
Утром
[26фвр]
в столовой встретили Согрина, Аксельрода и еще трех парней, прибывших на поиски.
Прибыли на аэродром, где готовилась к отправке группа Чернышова и намечался план работ группы Аксельрода в районе Отортена.
Я и Скутин полетели на самолете в район Отортена с целью просмотреть долину Лозьвы и предгорья, а также наметить площадки для высадки десанта в этом районе.
Вечером вернулся Карелин и сообщил, что получено известие о том, что нашли их базовый лагерь под Отортеном и в нем все снаряжение от лыж до рюкзаков.
26 февраля (здесь ошибка:
27-го февраля, - Примечание ред.) в 12 дня нас погрузили в вертолет и высадили на седловине правее гребешка на перевале в Лозьвы и высотой 880. В составе группы было четверо туристов и двое проводников с собаками.
Чернышов
25.02-59 г. в 7 часов вечера ко мне подъехал командир нашей части т. Булыгин и предложил поехать с ним в гостиницу. В гостинице были: полковник Ортюков, Масленников, Вишневский и др. Мы должны быть готовым к вылету 26.02-59 к 13.00 в район маршрута группы Дятлова.
26.02-59 г. Вылетели мы и высадились в назначенном маршрутом районе.
На второй день мы вышли на перевал и получили с самолета вымпел где сообщалось, что в районе высоты «1079» найдена палатка Дятлова и два трупа. В пути следования, примерно
в 16.00 27.02 нас нашел вертолет, который нас взял на борт и высадил к палатке Дятлова. У палатки уже была группа Слобцова, Карелин, там находился Масленников. Поиск в этот день проводил Моисеев с собаками и они нашли в этот же день труп Колмогоровой и Дятлова.
Типикин
Наша группа (группа Аксельрода) добиралась до Ивделя на специально выделенном самолёте с промежуточной посадкой в Артемовском. По прибытии в Ивдель М.Аксельрод ушёл за указаниями к представителю Штаба поисков и по возвращении сообщил нам план действий, включающий восхождение на Отортен.
При первом вылете на Отортен, насколько я помню, кроме нашей группы в 5 чел., других пассажиров на борту не было. Радисты Ябуров и Чигвинцев находились с нами всё время пребывания группы в районе Отортена, но к горе с нами не ходили.
27.02.1959г. После рассвета, оставив радистов заниматься рациями, мы втроем отправились на лыжах к Отортену.
Мы завершили обход вокруг Отортена, вышли на свою утреннюю лыжню и ещё засветло вернулись на бивак к нашим радистам, чтобы с утра начать подготовку к встрече вертолёта.
28.03.1959г. Утром погода отличная, морозец небольшой, поэтому решили свернуть палатки и ожидать прилета вертолета у костра. На всякий случай подготовили сигнальные костры.
Время шло, а вертолет не прилетал. Видим, как вдали над Отортеном начал кружиться самолет. Ждём.
Подошел полдень. В районе Отортена снова появился самолет. Мы решили привлечь внимание к себе, зажгли сигнальные костры, но никто на это не отреагировал.
Солнце начало садиться и мы подумали, что нам предстоит еще одна ночёвка в палатках. Но тут неожиданно из-за гребешка вынырнул вертолет и из открытой двери нам стали что-то кричать и энергично махать руками, жестами требуя от нас немедленно подниматься на гребень.
В вертолет нам помогали влезть второй пилот и неизвестный нам человек, представившийся прокурором. От него мы и узнали все известные на тот момент подробности о группе Дятлова и начальных результатов поиска. Когда мы обратились к летчикам забросить нас по пути на место аварии (всего-то 10 км) на нас все замахали руками: приказ – нас только в Ивдель!!! Истинную причину этого мы узнали чуть позднее.
Когда мы высадились из вертолета в Ивделе, нас повели в гостиницу при аэродроме, где мы должны были предстать перед членами Комиссии и, возможно (как нам сказали), перед секретарём Обкома Партии Ештокиным
Утром за завтраком объявили, что группа Аксельрода вылетает сегодня в Свердловск. Мы не согласились и уговорили Моисея попытаться пробиться к самому большому начальству с просьбой отменить принятое решение. Мони долго не было. Наконец, идёт: Летим на поиски!