журналист Анаит Багдасарян
Вопросов возникло много: почему общество не смогло защитить трех девушек, из которых одна —несовершеннолетняя? Куда смотрели педагоги школы, куда одну из сестер отец почти не пускал? Где, наконец, другие родственники? Почему они ничего не знали, а если знали, то не предприняли?
Комментаторы в соцсетях нередко недоумевали — неужели нельзя было сбежать? Но тот, кто думает, что от насилия в семье можно просто взять и сбежать — счастливый человек. Возможно, ему повезло, и он с этим не сталкивался. Ведь многолетнее насилие, тем более со стороны самых близких людей, ломает волю, коверкает психику. Жертвы домашнего насилия и рады бы сбежать, но чаще всего они слишком изолированы, запуганы, им некуда и не к кому пойти, они боятся, что их все равно найдут и вернут в семью, где их бьют и морально калечат. Важно помнить, что жертвы домашнего насилия в обычной жизни, когда встречаются с друзьями, ходят на работу или учебу, почти не выделяются, поэтому аргумент «что-то непохожи на жертв» в реальности не работает.
Логика брата девушек понятна — иногда проще все отрицать, чем отвечать людям и самому себе на очень неудобный вопрос: почему он им не помог?
Арсен (Хачик) Хачатурян сказал в интервью телеграм-каналу Mash, что «отец у нас строгий человек. Ну, это нормальное явление, мы христиане и кавказской национальности. Мы к детям относимся очень строго». Далее он намекнул на некий «разврат», который видел у сестер на странице ВКонтакте.
Стоит сразу начать с последнего аргумента. Сторонники отца намекают на некий неподобающий «моральный облик» (знать бы, что это вообще такое) и плохие компании. Однако эта позиция очень слабая. Несмотря ни на какое поведение никто не должен подвергаться систематическому насилию в семье — психологическому, физическому, домогательствам, лишаться права получать образование. Аргумент «они сами не святые» часто используется для оправдания жестокости — если их били, значит, была причина. Но жертва не может быть виновником насилия. Оно не является решением семейных проблем и промахов в воспитании.
На мой взгляд, насилие в отношении ребенка ломает фундаментальную основу его взаимоотношений с родителями. Ребенок ждет, что его будут защищать, понимать и поддерживать. А получает побои, которые плохо отражаются на всей его дальнейшей жизни.
Далее стоит рассмотреть аргумент «мы христиане и кавказской национальности». Тут сразу возникает множество вопросов: а как должны воспитывать своих детей христиане «и кавказской национальности»? какие ценности у христиан? какие ценности у носителей кавказской культуры?
Согласитесь, жестокое отношение к детям никакими ценностями прикрыть нельзя.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое
традиционные армянские ценности? Можете ли вы их перечислить, объяснить,
чем они отличаются от общечеловеческих? Например, часто ссылаются на любовь к детям или уважение к старшим. Но ведь во всем мире люди любят своих детей и уважают старших. Конечно, это не повод утверждать, что таких ценностей не существует. Это скорее призыв задуматься над тем, где граница национального и общечеловеческого.
История сестер Хачатурян еще не завершена. Вероятно, будут появляться новые подробности этого дела. Тем не менее, ясно одно — насилие оправдывать нельзя. Будьте чуткими по отношению к своим детям.
https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/8/3/--4