Очень интересные мансийские предания о менквах в районе Чистопа записал пермский путешественник Виктор Мальцев, в 1980-х годах. Выдержки из книги «Дневники экспедиций», вышедшей недавно в Перми, (Автор: Мальцев Виктор Александрович (1951-2007). Издатель: Михалевич С.И. Пермь, 2016.) О книге подробнее тут:
https://vk.com/market-72095272(Отрывки цитируются с разрешения издателя)
«…Более подробно всё же о менквах. Слышать об этих полусказочных - полуреальных существах приходилось ещё в первые походы по Ивдельскому Зауралью. Тогда же появились первые записи о них в записных книжках, хотя специально до 1982 года информация о них не собиралась: просто скрупулезно записывал всё, что слышал; менквы, как и мисхумы, паульерты, хумпалынки и т.п., представлялись как чисто сказочные персонажи фольклора. Насторожить, пожалуй, могла анатомичность описаний внешнего облика менквов, реализм сюжетов многих рассказов. Дело в том, что они выступали героями не только сказок. Речь о них чаще шла как о реальных существах, и самое любопытное, о свидетельствах встреч с ними, относящимся в основном к первой половине века. В общем, эти рассказы не похожи на бред или сказку. Район встреч с «менквом» охватывает огромную территорию севера Западной Сибири, Северного Урала, низовьев Печоры. О нём рассказывают коми, манси, ханты, ненцы…
Одним из древних «гнёзд» обитания менквов манси издавна считали район между Чистопом и Поясовым камнем, до горы Мертвецов. Указывались скалы: Сомыл-керас на Северной Тошемке, бассейн Малой Тошемки, Ушмы, Пурмы, перевал Пакна-сори, собственно, весь западный склон Чистопа. По поверью, лет восемьдесят назад много менквов было убито молнией в горах где-то близ этих мест. Записаны свидетельства о встречах с ним, правда, очень легковесные (из пятых, десятых, редко вторых уст) на Пелыме, Лямье, Лепле.… Указывают на «ямы» близ Суевата и на горе Менкв-ур, как на останки их «землянок».
…На Пакна-сори лет сорок назад был убит один манси, которого близко знал Степан Куриков (шаман из Суеват-пауля, ныне умерший). Официально убийство осталось нераскрытым. Но манси нашли свои свидетельства заключить, что убит он был менквом. Голова убитого была размозжена лиственничной дубиной, в кулаках зажаты клочья тёмной шерсти, были ещё какие-то следы, подтверждающие эту догадку, но властям ничего не сообщили. Степан и ещё несколько человек, которым это было рассказано, были против. В частности, Степан сказал, что менкв отомстит за это. Манси считают, что менкв и медведь «слышат», что о них говорят. Кстати, страх перед такой местью, несмотря ни на что, здравствует среди некоторых стариков и сейчас.
До революции при слиянии Малой и Большой Тошемок стоял мансийский пауль. Пауль Бахтияровых. Рассказывают, что одна мансийская женщина из этой деревушки ушла версты за две-три собирать ягоды. Бывшего с ней ребенка в берестяной люльке она подвесила к стволу дерева, сама, занимаясь сбором, постепенно отошла недалеко. Вернувшись покормить, к ужасу своему обнаружила в люльке чужого. Поиски ничего не принесли. В пауль она пришла с подкидышем, где, в конце концов, решили, что это лучше, чем ничего, и он был принят в семью.
К 12-13 годам он превзошел в силе и росте всех мужчин Посёлка, дров приносил столько, сколько два мужика с трудом поднимут. Когда на Тумп-янг шли вместе, он обгонял и на полпути встречал всех, уже побывав на Тумп-янге. Обнаружились некоторые звериные признаки: предпочитал другой еде сырое мясо, дневная сонливость сменялась ночным бодрствованием (глаза в темноте страшно горели, как у собаки, когда из темноты на огонь смотрит). Он, кажется, сам замечал свою непохожесть: манси даже в этом, далеко не таком исчерпывающем, как хотелось бы рассказе – семейной памяти, – прежде всего указывают на его долгие пристальные взгляды, решившие в конце концов его судьбу.
Было, кажется ещё какое-то обстоятельство, которое натолкнуло людей на вполне определенную мысль – догадку о его едва сдерживаемой жажде человеческого мяса. После этого страх вошел уже в каждого. Ночами страх заставлял их бодрствовать вместе с ним и все, кроме этого молодца, быстро теряли силы – «боялись как бы он из лесу ещё кого-нибудь из своих не свистнул».
Неизвестно, чем бы это все кончилось, но, вероятно случайно, в деревушке объявился мансийский шаман.
Днём, как только заснул этот юный василиск, люди с шаманом ушли на сход, подальше в лес, где шаман, выслушав всех, погадав и посовещавшись с мужчинами, объявил, что люди приютили лесного черта, который в самом ближайшем будущем погубит всех обитателей деревушки. Возвращаясь, каждый тащил на себе валежины, бересту, хворост. Дом со спящим был заперт и обложен со всех сторон. Через час на этом месте шипела огромная куча раскаленных углей. Среди участников этих событий был некий Кузьма Бахтияров, отец Варвары Кузьмовны Бахтияровой, глубокой старушки, живущей ныне в Керасколынгъя-пауле.»
Добавлено позже:«Приблизительно в 40-50-х годах ещё «случалось», что менквы беспокоили Бахтияровых на Малой Тошемке. Об этом очень хорошо помнит Альбина, жена Владимира Анямова, живущая ныне в Керасколынгъя-пауле: « К ночи, бывало, слышали их свист из лесу. Собаки прямо с ума сходили.… То лают в темноту, то хвост поджимают и забиваются куда-нибудь, за нас прячутся. Это менквы гнать нас оттуда хотели».
Между собой говорят, что Пётр Бахтияров переехал оттуда по этой старой памяти. Но неожиданно так случилось, что менкв «напал на дом» на новом месте в Ховыр-янкылм-пауле, восточнее Читопа приблизительно в 1975-77 годах. Пересказывать не буду, случай, кажется, пустой, «случившийся» больше от суеверных страхов.
Записано пока чуть больше десятка рассказов: «встречи», находки следов (дважды зимой – Пелым, и летом – С.Сосьва) На Лепле менква видела большая группа людей, но подробности я не выяснил. На Пелыме в него стреляли двое людей, но убить не смогли, а преследовать побоялись.
… «Черного человека» у Холат-чахля встречал и манси. Только «человек был без головы». Может быть очень сутулый? Видел он его ведь издали, бегущего.
Теперь вспомни тот трагический случай с туристами – загадочная смерть всего отряда девять человек на перевале Дятлова.
…Беда пришла нежданно-негаданно, внезапно. Чтобы сделать то, что было сделано всей группой, надо испытать поистине животный ужас, порожденный какими-то чудовищными обстоятельствами.
…Допусти, пусть ненадолго, что ночью их гостем стал обвешанный сосульками черный ущщи, вошедший прямо сквозь прорванную стенку палатки. Люди умирали от страха, взглянув на него. Надо думать, земля пойдет из-под ног увидевших перед собой словно оживший кошмар, исчадие ада, каким века пугает религия.
В таких обстоятельствах может разом рухнуть вся система представлений о нашем богатом на формы, но, в общем, неплохо разведанном мире. В этом случае было бы понятно, почему многоопытные товарищи разбежались по снегу в одних майках».