Считаю, в одном сообщении должны быть собраны все факты, а не общие размышления. Будет полезна, в первую очередь, тем кто рассматривает следующие версии:
I. Версию Ракитина, но с более вероятными исполнителями;
II. Версию кто мог изменить положение тел травмированной четвёрки;
III. Смешанную версию.Например: на склоне 1079 начало аварии техногенное, внизу криминальное продолжение.
Кто рассматривает криминальные версии, только теоретически можно предполагать, что в то время, в месте аварии группы Дятлова мог быть кто угодно. А вот практически подозреваемых не так много и всё сводится к манси. Что же указывает, на то, что они моли там быть? Давайте посмотрим:
1. Со слов Владимира Коротаева, первого следователя по делу группы Дятлова,бывшего следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ:
""На виновность местных жителей упирал первый секретарь Ивдельского горкома Проданов. Он вспомнил случай, когда якобы манси утопили в озере у горы Отортен женщину, которая проникла на священное место.""
2. С общего дневника группы Дятлова:
- 29.I.59 г. День второй, когда мы идем на лыжах. Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии. ШЛИ ПО ТРОПЕ МАНСИ. ...
- 30 января 1959 г. ... После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по САННО-ОЛЕНЕЙ ТРОПЕ. В средине пути встретили СТОЯНКУ МАНСИ. Да, Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше. Манси - народ севера. Малонациональный Ханты-Мансийский н-р. с центром Салихарда - 8 тысяч человек. Очень интересный и своеобразный народ, населяющий Северный Заулярный Урал, ближе к Тюменской области. У них есть письменность, свой язык, и что характерно и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки.
Это своеобразный лесной рассказ. Эти значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, разнообразные приметы, и прочитать или разгадать их представляет особый интерес как для туриста, так и для историков.
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. ...
- 31 января 1959 г. ... Вышли относительно рано (около 10 утра). Идем по ПРОТОРЕННОМУ МАНСИ ЛЫЖНОМУ СЛЕДУ. (До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой НЕ ОЧЕНЬ ДАВНО ПРОЕХАЛ НА ОЛЕНЯХ ОХОТНИК.)
Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам ОХОТНИК не пошел по зарубках старой тропы, ПО ЕГО СЛЕДУ МЫ ИДЁМ СЕЙЧАС. ...
3. С дневника Колмогоровой:
- 29.1.59 г ... Вдоль Ауспии ПРОЕХАЛИ МАНСИ. Виден след, зарубки, видна тропа. На тропах часто знаки встречаются. Интересно, о чём они пишут?
Сейчас мансийская тропка строго сворачивает на юг.
Сейчас мы сидели трое: Рустик, Юрка и я. Ждём остальных.
На ночлег остановились НЕДАЛЕКО ОТ ЛЫЖНИ. ...
- 30.2.59. ... Весь день шли вдоль Ауспии. На МАНСИЙСКОЙ тропке стали на ночлег. ...
4. Из протокола допроса 6 марта 1959 г. свидетеля Чеглакова Алексея Семеновича начальника О.В.И.К. Вижайского лаготделения:
- ... В первый день наших поисков мы обнаружили лыжню туристов. На второй день обнаружили палатку туристов, которая была расположена в верховьях рек Ауспии и Лозьвы на высоте горы верхуспия. Ее было видно плохо т.к. занесло снегом. В нее мы не заходили.
Следов лыжи туристов около палатки не было видно. ЛЫЖНЮ МАНСИ мы видели в 10 км от обнаружения палатки туристов. От первой стоянки туристов в ОДНОМ к/м нами была обнаружена СВЕЖАЯ СТОЯНКА МАНСИ. ...
5. Из протокола допроса 7 марта 1959 г. свидетеля Пашина Ивана Васильевича лесника Вижайского лесничества:
- Палатка была найдена в верховьях реки Ауспии и Лозьвы на высоте горы верхуспия. Когда спускались мы с Мантвеевской Пармы то видели след широких лыж, который шел по следу лося. Недоходя до палатки туристов в 10 км следов ЛЫЖНИ МАНСИ УЖЕ НЕ БЫЛО И ЛЫЖНЮ ТУРИСТОВ ВБЛИЗИ ПАЛАТКИ ТОЖЕ НЕ ВИДНО т.к. ее занесло снегом. На пятый день наших поисков мы нашли 4 человека занесенных снегом и в этот день нас на вертолете оттуда забрали и доставили домой в пос. Вижай. Первую остановку туристов мы обнаружили от места их гибели на расстоянии примерно к/м 17 и от Лозьвы к/м 20. В ОДНОМ километре от первой стоянки туристов мы видели СТОЯНКУ МАНСИ где они пасли оленей но это было позднее времени гибели туристов т.к. у них были свежие следы, а стоянка туристов имела старый вид. ...
6. - Протокол допроса свидетеля 2 апреля 1959 г.прокурор г. Ивдель Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в прокуратуре г. Ивдель в качестве свидетеля, с соблюдением ст.ст. 162-168 УПК РСФСР Анямов Николай Павлович национальность манси:
По существу заданных вопросов поясняю. В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ 1959 г. мы, т.е. я, Анямов Андрей, и еще Анямов тоже Андрей ездили на охоту. Охотились мы 9 дней в лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом см. на 15. а в лесу меньше. Мы подумали что какая то экспедиция пошла в горы. Следы видели по р. Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года. Когда пришли домой то сказали об этом, что видели следы лыжников. Самих туристов нигде не видели, и не слышали. Во время охоты была и хорошая погода, но больше плохая, был ветер и холодно. Числа 23-24.02-59 г. нас послали искать туристов и мы пошли вместе с русскими. При нас нашли 4 туриста замерзшими. Отчего и как получилось с туристами я просто не понимаю как это могло получиться. Палатку нашли при нас на горе, в которой находились вещи туристов. Я принимал в поисках туристов участие 8 суток. У нас среди манси ск-ко я понимаю, не было такого случая, чтобы кто либо погибал в горах Урала. Что ранее было не знаю. Никакого народа другого кого бы мы не знали в тех районах не имеется. Никаких дикарей у нас районе не имеется. И манси никого не встречали. Если бы они были мы бы знали. Мы узнали о том, что туристы потерялись уже после 20-х чисел февраля 1959 года. Больше добавить ничего не могу. Записано верно, мне прочитано. Анямов (подпись)
- Протокол допроса свидетеля 6 апреля 1959 г.прокурор г. Ивдель Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в прокуратуре г. Ивдель в качестве свидетеля, с соблюдением ст.ст. 162-168 УПК РСФСР Шешкина Константина Ефимовича национальность манси:
Свидетель показал Примерно в ДЕСЯТЫХ ЧИСЛАХ февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов. Когда мы были на охоте, то я видел следы росомахи и волков. Росомахи могут есть мертвых оленей и людей, но волки мертвых оленей не едят. Где мы охотились никакой молебной горы не имеется, а по рассказам манси мне известно, что она находится в верховьях р. Вижай. А в верховьях р. Лозьвы нет такой горы. Но мне известно, что сейчас и манси не ходят молиться на молебную гору, молодые вообще не молятся, а старые манси молятся дома. Я слышал, что пять туристов нашли замерзшими. Почему они замерзли мне неизвестно. Записано верно, мне прочитано.
Подпись
7. Из протокола допроса 6 марта 1959 г. свидетеля Ряжнева Георгия Ивановича нач. 1го Лесоучстка энерголесокомбината:
- ... О том что манси имеют какие-то священные горы и камни в нашем районе я не знаю, но слышал от людей что у них имеются СВЯЩЕННЫЕ ЯМЫ по реке Лозьва. ...
Отсюда видно, что основания подозревать манси есть. Они, практически, единственные кто мог изменить окончательную картину аварии группы Дятлова или принять участие ...
Мог, что-то упустить. Если укажите дополню.