Новые соучастники преступления? Дополняю список:
1. Просто Манси (около 20 бойцов)
2. Шаманы Манси (до 4 шт., употребившие мухоморы)
3. Полу человек полу зверь Бер (одна штука)
4. Отец Бера, старый гигантопитект (одна штука)
5. Мутанты, круче шаманов в тысячу раз (незначительное количество)
Конечно, по просшествии такого количества времени, каждый может приписать вину множеству отрицательных персонажей масс-медиа, таких, как, например, Мегатрон или Ротванг. Но предположение об участии персонажей, существующих на стыке антропоморфного и зооморфного, возможно имееттоснование быть. Посудите сами: среди манси по заметкам того же Чернецова, все конфликты всегда решались оружием. Нападение на иноверцев, советских граждан спортсменов - это дерзкое преступление, которое не могло бы быть осуществлено без оружия и максимально быстро и незаметно. Однако, оружие не было применено, и самое главное, есть ощущение, что у жертв не было контакта и понимания, что от них хотят обидчики. Жертвы как бы делали попытки спастись, занимались своими делами и не выполнили никаких серьезных требований другой стороны. Видно, что нападение на них носило дикий, стихийный и непредсказуемый характер. Во всем этом прослеживается именно стык зооморфного и антропоморфного. Не человеческие дела, но и не совсем животное. Коварнее, хитрее, лучше анализирующее слабые места не просто человека, а коллектива.
Поэтому образ полукровки - оборотня здесь как нельзя более кстати.
Рассмотрим, кто такой
волкодлак. Он конечно же не мутант, просто слои человеческих преданий сильно исказили его естесственныйю природный образ.
Несколько фактов о
нем, приведенных из Википедии:
- человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка,
- первая часть названия происходит от слова волк (праслав. *vьl̥kъ),
- вторая часть, соответствует церк.-слав. длака, сербохорв. дла̏ка, словен. dláka, то есть «волосы», «шкура», «шерсть», «конский или коровий волос», отсюда же русское "кудла", праславянская лексема в этом случае реконструируется, как dolkъ. По другой версии элемент, возможно, происходит от балто-славянского *dlak(i)as — «медведь». В этой связи отмечается, что термин «волкодлак» может быть одного происхождения с лит. vilktakis и тождествен по смыслу именам: Ulf-biorn, Biǫrn-olfr, Bero-ulf. Совмещение способностей превращаться в волка и медведя описано в древнерусской книге «Чаровник» и в поверьях Закарпатья. «Волкодлак» могло означать также «мужчина с чертами медведя или волка». Ныне обе версии совмещаются и считается, что второй компонент изначально был древним индоевропейским названием медведя, но в дальнейшем, в связи с табуированием названия этого зверя, сохранился только в качестве обозначения шкуры.
-в западно и восточнославянских языках этот звук появляется только в книжных формах, позволяет ряду лингвистов толковать вторую часть или как суффиксы -ol-ъи -ak-ъ, или как *lakъ — «одежда», «кожа» (с праславянской исходной формой *vьlkolakъ), или как*likъ — «лик», «лицо», «внешний вид» (с исходной формой *vьlkolikъ — «имеющий волчий вид, внешность обличие»), или как *lakati — «подстерегать», или как *lačiti - «следить, идя следом»,
- чтобы избавиться от преследования волкодлака можно надеть на волколака снятую с себя одежду (это своего рода обратное действие накидыванию шкуры) или разорвать свою одежду и кинуть ему вслед;
- по некоторым представлениям у волколаков сохранялись отдельные человеческие признаки, так в Калужской губернии считали, что суставы на задних лапах у волколака повёрнуты вперёд как у человека, а не назад, как у волка, в Гомельской области — что у него человеческая тень, в Смоленской губернии — человеческое отражение, в Полесье — человеческий запах, белорусы — человеческие глаза, в Черкасской области — человеческие следы от задних лап, у лужичан есть быличка, в которой волколаки способны свистеть, засунув переднюю лапу в рот, в Брестской области говорили, что он способен складывать лапы на груди, кашубы считали, что глаза волколака выглядят как горящие угли.
- чертой врождённых волколаков в человеческом облике считались различные зооморфные признаки: у поляков и южных славян — волосы, напоминающие волчью шерсть, у западных славян — сросшиеся брови;
- В большинстве случаев считалось, что они сохраняют человеческий разум, понимать человеческую речь; в волчьем обличье, они способны открывать замки, руководить волчьей стаей, разрабатывать сложные планы нападения на людей;
- У поляков были представления, что волколаки могут насиловать женщин; в Закарпатье рассказывали, что вовкуны по ночам ходят по селу, страшно воют, заглядывают в окна и ломятся в двери. По некоторым представлениям, волколаки ели человеческое мясо и пили человеческую кровь, в Полесье встречалось поверье, что они раздевают человека, прежде чем съесть;
- бытовало представление, что волколак не может есть падаль или сырое мясо, последнее он пытается жарить на углях недавно потухших костров. Также такой волколак ест коренья, лесные ягоды, ворует еду у пастухов и из погребов, ест малосъедобные объекты;
- У словенцев слово volkodlak относится к существу, которое может менять свой облик с человеческого на волчий, причём оно может описываться и как демон;
- помимо основного значения волколаком могли называть мифологического предводителя волков — как в виде волка, так и в виде человека. В Гомельской области под волколаком могло также пониматься некое существо, появляющееся на кладбище, не зверь и не человек, с хвостом и горящим фонарём (или одной-двумя свечами на голове); а в других случаях — некое существо с человеческими и звериными чертами;
- за очень редким исключением, он больше не может говорить по-человечески, способный только выть.
Маска волка из Марчелей, использовалась для обряда «звончары».Этнографический музей в Загребе