Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр. - стр. 25 - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр.  (Прочитано 144321 раз)

0 пользователей и 3 гостей просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума 

Joanna Regina


  • Сообщений: 16 125
  • Благодарностей: 13 107

  • Была 04.06.22 21:21

Да нет никакого сюрприза.
Достаточно почитать большинство тем. Сплошные иллюзии (более ничего).
Да это не иллюзии. Это фантазии.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Иллюзии есть у всех. У скептиков тоже есть иллюзии - о том, что они могут все объяснить, о всемогуществе науки, и т.п. Я уж не говорю о тех, кто считает, что круче их могут быть только яйца.  *ROFL* Только не надо свои иллюзии выдавать за правду, т.е путать своё  мнение с фактами.


Поблагодарили за сообщение: Joanna Regina | Дмитриевская | zoom101

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Да это не иллюзии. Это фантазии.
В мире масса интересных вещей (изучение которых (даже на непрофессиональном уровне) принесет пользу людям), но некоторые предпочитают фантазии.
Это красноречивый симптом.
Иллюзии есть у всех. У скептиков тоже есть иллюзии - о том, что они могут все объяснить, о всемогуществе науки, и т.п. Я уж не говорю о тех, кто считает, что круче их могут быть только яйца.  *ROFL* Только не надо свои иллюзии выдавать за правду, т.е путать своё  мнение с фактами.
Человечество вообще не имеет никаких знаний (кроме научных).
Увы и ах.


Поблагодарили за сообщение: Berg

За активное участие в жизни форума 

Joanna Regina


  • Сообщений: 16 125
  • Благодарностей: 13 107

  • Была 04.06.22 21:21

В мире масса интересных вещей (изучение которых (даже на непрофессиональном уровне) принесет пользу людям), но некоторые предпочитают фантазии.
Это красноречивый симптом.
Широкие обобщения - разве это научно?

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

© 1994 г., ЭО, № 6
С. И. Дмитриева
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ ( Былинки и рассказы об НЛО)


Цитирование
Попытаемся рассмотреть, насколько публикуемые рассказы о полтергейсте и других проявлениях сверхъестественных сил соотносятся с традиционными русскими быличками и бывальщинами, известными по многочисленным записям в прошлом и настоящем. Несколько лет назад нашу страну облетело сообщение об «отечественном» полтергейсте, появившееся в газете «Труд» от 5 октября 1988 г. Речь шла о невидимом духе, объявившемся в одном из московских общежитий, и названном «барабашкой». Обнаружил он себя стуком. Девушки, проживающие в общежитии, наладили контакт с ним, условившись, что один стук означает «да», два стука — «нет». «Барабашка» угадывал, сколько букв в именах журналистов, который в настоящее время час и т. п. В публикации той же газеты от 19 октября 1989 г. говорилось, что девушки, заявившие о «барабашке», исчезли из общежития. Позже они объявились вместе с «барабашкой» в одном из поселков в Казахстане. Интервью с ними было показано в новогоднем ( 1 января 1989 г.) выпуске передачи «Очевидное — невероятное». Наряду с журналистами, интервью вели научные сотрудники Отдела теоретических проблем Академии наук СССР. В интервью принимал участие и невидимый «барабашка». На этот раз стук «барабашки» могли услышать миллионы телезрителей. В дальнейшем «барабашка» исчез из поля зрения журналистов. Правда, появилось сообщение о том, что девушки были вынуждены уехать из поселка, так как местные жители «записали их в колдуньи». Однако само имя «барабашка» осталось в названии феномена, означающего наш отечественный полтергейст. Духи, подобные «барабашке», нередко проявляют агрессивность по отношению к человеку: ударяют его по голове, щиплют, разбрасывают и рвут его вещи. Бывают и более серьезные травмы. Этому сопутствует появление неизвестно откуда взявшихся камней и водяных струй в доме, удары током и т. п. В 1987 г. газеты и журналы опубликовали сообщения о «Невидимке в Измайлове (Полтергейст Савиных)», терроризировавшем семью москвичей Савиных 8. В доме падали столы, стулья, ковры, зеркала, ходили ходуном холодильник, стиральная машина, кровати. Попытки защититься крестным знамением и святой водой были безуспешны. На слова дух, как правило, реагировал агрессивно. Семья вынуждена была переехать к родственникам, в подмосковный совхоз, но и там начались аналогичные явления. Они продолжались месяц и неожиданно прекратились. Явления полтергейста были зафиксированы многочисленными свидетелями, в том числе и участковыми двух отделений милиции. Подобная история случилась с семьей Рощиных из Подмосковья. В их доме летала кухонная утварь, посуда и т. п. Случаи полтергейста за последние годы зафиксированы и в других местностях. В этом отношении особенно знаменит поселок Енакиево Донецкой обл. после публикации статьи «Енакиевское диво» (газета «Известия», 26 мая 1967 г.), в которой описывался очередной случай полтергейста, характеризовавшийся еще и тем, что в присутствии одного из членов семьи — школьника К.—в доме самопроизвольно возгорались предметы. Семья была вынуждена уехать из злополучного дома 9. На страницах прессы появились сообщения, связанные с историей вопроса о полтергейсте. Один из корреспондентов отметил, что публикация о «барабашке» в газете «Труд» (19 октября 1988 г.) совпала со столетним юбилеем одного из первых извещений о случае полтергейста, появившегося 21 октября 1888 г. в газете «Нью-Йорк уорлд». В заметке рассказывалось, что на американской ферме в штате Нью-Йорк сестры Фокс слышали настойчивый стук. Мать повезла сестер в ближайший город, где начались их выступления перед публикой. Сестры стали знамениты на весь мир. Во время турне по городам США и Европы они выступали перед зрителями, задававшими вопросы невидимкам, и получали ответы на них при помощи стуков. Эти выступления, как известно, послужили толчком для увлечения спиритическими сеансами, охватившими высшие сословия многих европейских стран, включая Россию. Тогда же возникло и название «полтергейст», в буквальном переводе с немецкого означающее «шумный», «веселый» дух. Однако не все знают, что представления о подобных духах имеются и в русской мифологии. Одним из самых распространенных среди русских, как, впрочем, и среди других славянских народов, было представление о кикиморе, хотя название ее варьируется: шишимора, мара, морок, моровица, шишига и т. п. |0. Этим именем обозначали невидимого домового духа, сидящего за печкой. Ночью, когда хозяйка спит, кикимора проказит с веретенами, прялкой и пряжей, если хозяйка забыла осенить все предметы крестом. Нередко кикимору видят прядущей пряжу. Однако, как говорит пословица: «Хоть кикимора и прядет, а рубахи от нее не дождешься». Отсюда и насмешка над ленивыми: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет» ". Если кикимора привидится в переднем углу — быть в избе покойнику. Если кикимора не взлюбит хозяев, начнет греметь коклюшками до тех пор, пока не выгонит их из дома. Нередко образ кикиморы сливался с образом домового. В словаре В. И. Даля читаем: «Кикимора — род домового, который по ночам прядет, а днем сидит за печью» |2. В некоторых русских районах кикимору считали женой домового ,3. Домовой, будучи в целом благожелательным для хозяев духом, рассердившись, начинает проказить, подобно кикиморе: ущипнет, насадит синяков, спрячет какую-нибудь вещь, поднимет шум в доме. «Проделками домового объясняют ненормальные отправления организма, когда „кажется" и когда „блазнит", т. е. неосязательное представляется воочию, или когда „чудится", и болезненно настроенный слух передает в преувеличенном виде и сдержанный шопот облекает в ясные речи и даже шумные разговоры» 14. Двойственная природа домового отмечена В. И. Далем: «Домовой — дух хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного. Увидеть домового — к беде, к смерти... На Иоанна Листвичника ( 30 марта) домовой бесится; на Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему кашу на загнеток» 15. В представлениях крестьян некоторых местностей образ кикиморы сливается с духами окружающей природы — лешачихами, русалками, полевиками и т. п. Среди крестьян Архангельской, Вологодской, Пермской и Кировской областей до сих пор сохраняется поверье о «шуликонах» («шаликонах», «шилыханах») — мальчишках-пакостниках и шалунах, живущих в заброшенных постройках и пустых сараях, непременно артелями; проделки их не наносят людям существенного вреда 16. По представлениям крестьян Вятской губернии (сообщение относится к прошлому веку) «шаликоны» живут в воде, откуда они выбираются перед Крещеньем и селятся в безопасных местах п. Если «шаликоны» поселятся в доме, выгнать их оттуда под силу только знахарю. В некоторых севернорусских районах, особенно пограничных с коми, рассказы о «шуликонах» переплетаются с повествованиями о «чуди». «Чудь» в преданиях представляется маленькими человечками, выходящими из-под земли через полгода после цветения ржи. Для уничтожения этой нечистой силы у коми совершался обряд «топтания чудей», заключавшийся в том, что мужчины на лошадях с гиканьем и шумом скакали по деревне, топча копытами лошадей невидимых человечков IS. У русских Усть-Цылемского района Архангельской области аналогичный обычай называется «топтание шишков» Существуют и другие названия для маленьких духов: «васильки», «артамонки» и т. п. Подобных персонажей славянской демонологии относят к «сезонным демонам», появляющимся только два раза в году из воды и уходящим в воду на Святки (отСочельника до Богоявления-Крещения, с 24 декабря по 6 января) и в Петровки (с 24 по 29 июня), т. е. в дни зимнего и летнего солнцеворота 20. Если «сезонные демоны» относительно безвредны, подобно «шумным», «веселым» духам немецкой мифологии, то этого нельзя сказать о заложных (по терминологии Д. К. Зеленина) покойниках, к числу которых народ относит умерших неестественной и преждевременной смертью, утопленников и опойц. Эти покойники, по народным представлениям, продолжают доживать свой век вблизи места своей гибели. Их не разрешалось хоронить на кладбище; им отводилось место на перекрестках дорог. Характерной чертой заложных покойников, как считает Д. К. Зеленин, является их враждебность к живым людям, которым они стремятся вредить, особенно имеющим неосторожность или несчастье встретиться с ними вечером или ночью 21.
« Последнее редактирование: 02.05.19 22:33 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Широкие обобщения - разве это научно?
Так ведь не на пустом месте.
Масса исследований на эту тему есть.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Цитирование
Один из самых распространенных персонажей в русских мифологических рассказах — леший. По указателю Э. В. Померанцевой можно судить, что на долю этого образа приходится наибольшее число сюжетов 29. Примерно такая же закономерность прослеживается и в указателе к быличкам В. П. Зиновьева 30. Рассказы о лешем наиболее часто встречаются среди быличек о духах окружающей среды и в наших записях, сделанных в районах Архангельской области в 1970—1976 гг. Леший, по народным представлениям, хозяйничает в лесу. Иногда он может забрести в шинок, подсесть к подвыпившему человеку, неосторожно помянувшему его в разговоре; и даже посетить крестьянский дом, если там его помянут. Поэтому крестьяне старались лишний раз не произносить слово «леший». Особенно опасным для общения с лешим считалось сумеречное время. Осторожными нужно было быть в отношении маленьких детей. Жестоко наказывалась мать, если в раздражении сказала ребенку: «Ну тебя, к лешему!»; леший мгновенно уносил ребенка к себе. Потом, если матери и удавалось при помощи длительных постов и молений в церкви вернуть ребенка, он до конца жизни оставался больным. Не проходила бесследно встреча с лешим и для взрослых: побывавший у него в шстях, или погибал или заболевал неизлечимой болезнью. Чаще всего леший подшучивает над путником, едущим по лесной дороге. Леший прикидывается или знакомым или родственником этого человека и за разговором заводит его в чащобу. Единственным спасением от лешего было крестное знамение или слова молитвы. Достаточно было произнести одно слово: «Господи!». В ответ раздавался громкий хохот и слова лешего: «А, догадался!... ». Нередко жертвой становился подвыпивший человек, если он выпивал предложенную лешим рюмку вина, чтобы опохмелиться. Однако достаточно было сказать «Господи, ведь я же сегодня не последнюю... », как леший с громким хохотом исчезал. Рассказы о том, как леший «водил» в лесу тех, кто ходил по ягоды и грибы, больше касаются женщин. В лес старались ходить по двое, по трое, но и в таких случаях леший иногда добивался успеха, принимая вид товарища, родственника или знакомого своей жертвы. Спасением от него, как и во всех случаях, было произнесение молитвы или крестное знамение 31. В сибирских былинках повествуется о том, что леший может показываться женщиной, чаще родственницей того или иного человека 32. Нужно отметить, что сюжеты, связанные с лешим, в севернорусских и сибирских районах обнаруживают
 много общего. Помимо упомянутых выше, сходство можно проследить в сюжетах о свадьбах лешего, когда людям слышится свист, песни, звуки колокольчиков; в рассказах о том, как леший пугает топотом, шумом, просит человека дать ему закурить, одаривает подарками, которые дома оказываются мохом, кизяком и т. п. Такое сходство мифологических рассказов северных и сибирских русских объясняется общностью их происхождения: известно, что Сибирь первоначально заселялась выходцами из севернорусских губерний. Мифологические представления, лежащие в основе быличек и бывалыцин, имеют глубокие корни. Рассказы о лешем, отражающие представления о хозяине леса — покровителе зверей, могут быть отнесены к древнейшим видам народной прозы. Возникновение образа хозяина леса относят к эпохе преобладания охотничьего хозяйства 33. Хотя фонд сюжетов о лешем обнаруживает немалую устойчивость, в последнее время в нем наметились изменения, больше касающиеся внутреннего содержания быличек. Среди мифологических рассказов, записанных в наши дни, возросла доля повествований, ведущихся от третьего лица, и соответственно упала доля рассказов от первого лица. Это обстоятельство, по-видимому, способствовало трансформации мотивов и образов быличек. В частности, по современным рассказам труднее составить портрет лешего, более выпукло предстающего в записях быличек, сделанных в прошлом веке и рассказанных, как правило, от первого лица. Однако и раньше лешего, судя по рассказам о нем, скорее можно было услышать, чем увидеть. Несмотря на то, что леший являлся чаще в человеческом образе, его неземное происхождение выдавали необычные черты: отсутствие бровей, одного уха, остроголовость. Нередко он изображался без пояса и без шапки, а если и в шапке, то необыкновенно широкой и большой. Иногда леший являлся седым стариком в белом широком балахоне или без одежды, волосатым, с большой бородой. Характерным признаком лешего, как и других представителей нечистой силы, являются торчащие нечесаные волосы. Часто лешему приписывается огромный (вровень с лесом) рост, правда, он обладает способностью из огромное человека мгновенно превращаться в маленького человечка, вровень с травой. Другой признак лешего — непомерно длинные, до земли руки. Иногда леший имеет зооморфный или антропо-зооморфный вид. Он может появляться в образе зайца, волка, поросенка, козла, петуха и т. п. Иногда, при человеческом облике лешего, его выдают козлиные ноги или рога .

Добавлено позже:
Цитирование
Образ черта самый сложный среди русских мифологических персонажей; в нем, помимо народной крестьянской основы, прослеживаются более поздние наслоения, связанные с литературными влияниями, включая христианскую литературу. Понятие черта является родовым по отношению к видовым понятиям лешего, водяного, домового и т. п. представителей потустороннего мира. В народе существовало понятие «водяного черта», «лесного черта» и т. п. В силу этих обстоятельств образ черта особенно многолик, он впитал в себя черты многих мифологических персонажей 48. Однако имеются характерные черты портрета, свойственные только ему. Один из таких образов — «черный человек» или «человек в черном». Правда, чаще этот образ можно встретить в художественной литературе, достаточно вспомнить «Черного человека» С. Есенина. Однако и в крестьянском творчестве он имеет место, возможно, не без влияния литературы. Образ «человека в черном» присутствует в современных рассказах, связанных с полтергейстом и НЛО. Так, в упоминавшейся уже статье «Невидимка в Измайлове (Полтергейст Савиных)» описание начиналось с того, что дети Савиных, оставшись одни в доме, услышали звонок в дверь. В дверной глазок они увидали мужчину с черными усами, в черном пальто, с черным чемоданом в руках. И хотя дверь ему не открыли, в квартире начались чудеса, свойственные феномену полтергейста 49. «Человек в черном» — частая причина полтергейстов в западном мире. Возможным участием таинственных «людей в черном» в различных диверсиях и убийствах заинтересовалось Управление стратегических служб, а также прочие разведывательные и контрразведывательные службы как в США, так и в других странах50. Любопытно, что с диверсией (поджогом) связана одна из севернорусских быличек о черте, принявшем облик «человека в черном», приведенная в книге С. В. Максимова. В ней повествуется о деревенском парне, слывшим добрым и хорошим, зажиточным человеком. Но вдруг ни с того, ни с сего он начал пьянствовать, а кончил тем, что поджег родную деревню. Когда его поймали на месте преступления, он объяснил свой поступок тем, что какой-то «человек в черном» сначала попросил закурить, а потом подвел его с огнем под чужую крышу. Выслушав провинившегося, народ всем миром решил, что парня «черт попутал», и оправдал его

Добавлено позже:
Цитирование
Подобные былички можно связать с многочисленными легендами об инкубусах и суккубах — разнообразных бесах, посещающих, согласно легендам, одиноких женщин и мужчин. Особенно много таких рассказов содержится в Житиях святых и других произведениях христианской литературы, отразивших историю борьбы христианства с язычеством. В свою очередь многочисленные указания на блудную склонность дьявола коренятся в древнейших религиозных представлениях народов о возможности интимной связи богов с земными женщинами и мужчинами. Об этом повествуют античные мифы. От богов вели свою родословную не только греческие и римские эпические герои, но и знаменитые люди, например Пифагор, Цезарь. Конечно, боги удостаивали своим вниманием немногих; гораздо чаще в роли искусителей выступали более мелкие демоны и бесы. От связи с ними также могут родиться дети — уродливые существа, пополняющие армию нечистой силы. Вот как описывается такая связь в одной из севернорусских быличек: «И начинают замечать соседи, что баба-вдова иногда делается на положении беременной, а то и опять ничего не заметно, нет никаких перемен. И дивятся в то же время, как она со всякой работой справляется: летом выходит в поле одна, а делает за троих. И убеждаются в преступной связи тогда, когда начнет баба худеть и до того исхудает, что останутся только кожа и кости. Прозорливые соседки видят даже, как летает в избу нечистый в виде огненного змея, с клятвою утверждают, что на глазах у всех влетел бес в трубу и рассыпался огненными искрами над крышей» 55. С такими быличками можно сопоставить те рассказы об НЛО-навтах, в которых повествуется о случаях беременности и рождения детей от инопланетян. В архиве американского писателя Бада Хопкинса, заинтересовавшегося подобными историями, насчитывается более 4000 свидетельств. Женщины, контактирующие с HJIO-навтами, не стеснялись признаваться исследователю в своих связях. Хопкинсу приходилось слышать удивительные подробности. Например, одна из женщин рассказала ему, что в течение нескольких лет ее посещало некое человекоподобное существо с непропорционально большой головой и огромными глазами. В результате женщина неоднократно беременела. У нее даже родилась дочь, но не здесь, а на другой планете. Во время одного из путешествий на эту планету ей удалось увидеть свою дочь 56. Среди рассказов выделяются повествования, в которых также говорится о связи с инопланетянами, но имеющей иные последствия. Например, в нашей прессе появилось сообщение о необычных явлениях в селе Дибич близ г. Шумена в Болгарии. В доме семьи Чапразовых слышалось постукивание, грохот, топот, шум — настолько сильный, что соседи теряли покой. Потом заметили, что эти явления каким-то образом связаны с дочерью Чапразовых Фатимой. Врачи, которым показали Фатиму, не обнаружили явных отклонений в ее психике. Но учителя и подруги отмечали необычность ее поведения: иногда девочка сильно бледнела, хотя взгляд ее при этом оставался осмысленным. Она старалась натянуть что-нибудь на голову, будто пытаясь укрыться от кого-то. Потом ее тело приходило в движение словно под действием мощных толчков; двое старшеклассников не могли удержать ее. Когда припадок проходил, девочка еще несколько минут лежала без сознания. Однажды она увидала источник овладевшей ею силы: это существо ростом более 2 м, покрытое белой шерстью, с огромными глазами. Говорило оно телепатически. С тех пор девочка общалась не только с ним, но и с другими «инопланетянами». Потом к ним добавились души умерших 57. По многим чертам это повествование имеет точки соприкосновения с фольк
лорными рассказами о ведьмах и их связях со сверхъестественными существами. Согласно народным поверьям, ведьмы и колдуны своей силой обязаны тем демонам (чертям), которые находятся у них в услужении: чем их больше, тем сильнее тот или иной колдун или колдунья. Представление о том, что колдуны имели в своем распоряжении пару или больше чертенят, существовало во многих русских районах. Особенно ярко такие воззрения сказались в рассказах о смерти колдунов, которые, как считалось, не могли отойти в мир иной, не передав своих «помощников» другому человеку. Многочисленны также былички о порче, где главными действующими лицами предстают колдуны. Судя по обширным материалам, содержащимся в Архивах Русского Этнографического Музея (АРЭМ), Русского Географического общества (АРГО) и др., вера в возможность порчи (колдовства) была широко распространена, в той или иной степени дожив до наших дней. Об ее живучести автор может судить по собственным экспедиционным наблюдениям в разных районах нашей страны: на Кубани, в Верхнем Поволжье, Вологодской и Архангельской областях. Из записанных нами рассказов наиболее оригинальными представляются былички о порче (Архангельская область). Это былички об «икоте» и «икотниках», как именовали колдунов, насылающих особый вид порчи — икоту. В рассказах об икоте последняя нередко представляется существом, способным принимать облик животного, а иногда и маленького человечка. Поселяясь в человеке, она заставляет его совершать несвойственные ему раньше поступки, например непристойно ругаться в самые неподходящие моменты. Еще чаще с икотой появляются в человеке непомерные желания, направленные на еду вообще или на какой-то определенный вид пищи. Нередко икота заставляет человека пить вино. Бывают икоты, не дающие человеку работать. Немало рассказов о говорящих икотах, о том, что заболевший во время приступа болезни начинает говорить не своим голосом, а голосом икоты. Чаще всего это непристойная брань, за которую больной извиняется после приступа болезни, или бессвязные фразы, непонятные для собеседников. Но иногда икоты предстают в рассказах способными говорить и вполне осмысленные фразы, указывая, например, на колдуна, наславшего порчу 58. В русских районах Мезени и Печоры существовало представление о «знатливых», которых винили в насылании «порчи» и которые могли и излечивать эти болезни; все это они делали с помощью духов. «Знатливые» русских имеют много общего со «знаткими» коми. Те и другие были искусны в гаданиях, только они могли отыскать украденный предмет, их положено было приглашать на свадьбы в качестве сторожей. Исследователи связывают «знатких» коми с волхвами, с которыми в свое время боролся Стефан Пермский. В волхвах, как и в кудесниках, ученые видели шаманские черты 59. В практику шаманства уходит корнями и искусство колдуна, насылающего болезни. Шаманство, как известно, основано на представлении, что во время камлания дух или духи вселяются в шамана, в то время как душа его уходит из тела. Все предсказания шамана приписываются не ему, а вошедшим в него духам 60. Живучести народных представлений о духах способствовало несомненное сходство больных, подвергшихся порче, с бесноватыми, описываемыми в Библии. Одержимость была эпидемическим явлением в период раннего христианства, а изгнание демонов — особым даром христиан, которым Христос говорил: «Именем моим будете изгонять бесов». Жития святых также содержат рассказы об исцелении бесноватых. Рассматриваемое нами явление отразилось и в древнерусской литературе, например в «Повести о бесноватой жене Соломонии» XVII в.— поповне с р. Сухоны, нашедшей исцеление от «демона в утробе» у гроба святого Прокопия ьх. Нужно заметить, что священники, считавшие своим долгом борьбу с проявлениями язычества, терпимо относились к бесноватым и даже брались лечить их молитвами и воскурениями. В рассказах о порче с наибольшей яркостью сказались народные представления о трагических последствиях столкновений с потусторонними силами.

Добавлено позже:
Цитирование
В большинстве быличек присутствует мысль, что встреча с лешим, водяным, ..^видением кончается тяжелой болезнью и преждевременной смертью. Не менее опасны, судя по рассказам, встречи с HJIO-навтами. Например, один из претендентов на полет в космос — Павел Мухортов, интересующийся уфологией, в своем интервью обратил внимание корреспондентов на отнюдь не безобидные последствия столкновений с НЛО. Известны случаи, когда контактеры (в их числе летчики) умирали от тяжелых болезней. В США летчиков, видевших НЛО, отстраняют от работы. Подмечено, что и многие уфологи страдают заболеванием крови 62. При институте физкультуры в Москве была создана специальная лаборатория для оказания врачебной помощи людям, пострадавшим от феноменов НЛО. Заслуживают внимания воззрения представителей православного духовенства на этот вопрос. В пилотах НЛО, явлениях полтергейста священнослужители видят духовные существа, издавна известные человечеству. В одной из брошюр, издаваемых в серии «Не участвуйте в делах тьмы», читаем: «Не связанные конкретной физической оболочкой, духовные существа могут принимать самый различный вид, но всегда тот, который люди в меру их развития готовы воспринять. Так, в сороковые годы нашего века, когда человечество уже психологически было подготовлено к межзвездным полетам и встречам с „марсианами", появились первые НЛО. Как ни захватывающи рассказы об их появлении, как ни головокружительны перспективы „контактов", но сами НЛО и их „пилоты" — все те же древние лукавые существа, которые морочили головы нашим предкам в виде уродцев с рожками и копытцами, а теперь являются их просвещенным потомкам во всеоружии „последних достижений межпланетной космической техники". Многие западные исследователи уже оставили гипотезы о внеземном происхождении НЛО. Они решили заняться не самими бесконечно ускользающими объектами, а последствиями, которые оказывают на человека контакты с ними. Постепенно от трудов по космической технике они добрались до творений святых отцов Православной Церкви о духовном мире, о психофизических явлениях, о взаимопроникновении двух этих миров» 63. Среди рассказов об НЛО можно выделить группу таких, в которых «встречи с инопланетянами» не влекут за собой негативных последствий, а, наоборот, по словам рассказчиков, приносят здоровье и счастье. Приведем рассказ художницымосквички Валентины Васильевой, выставка картин которой состоялась в феврале 1990 г. в Знаменском соборе на Варварке. На выставках художница встречается с посетителями, посвящает их в историю своих взаимоотношений с инопланетянами. Неоднократно предоставляло ей эфир и радиовещание. По ее словам, она вошла в контакт с внеземной цивилизацией, расположенной на Сатурне. Она сама стремилась к установлению контактов и однажды ночью на фоне окна увидела сначала высокую женскую фигуру, а потом светящуюся летающую тарелку, откуда женщина и появилась. Впоследствии В. Васильева договорилась о встречах с контактерами в одном из подмосковных лесов. О времени контакта пришельцы дают знать с помощью особого знака в виде двух перекрещивающихся квадратов. Разговор идет телепатически. В. Васильева начала рисовать, хотя до этого не держала в руке кисти, будучи по профессии радиоинженером. Однако рисует она не обычно, как бы не сама, а так, будто ее рукой кто-то водит. На картинах изображены инопланетяне, похожие на земных людей, но с необычно длинными, узкими лицами, с очень большими грустными глазами. Иногда лицо занимает пространство от земли до неба, а от подбородка идут лучи, падающие на землю, на которой изображены деревня, поле, лес. На вопрос, почему именно ее выбрали инопланетяне для связи, В. Васильева ответила, что выйти на контакт захотела она сама, но как предпосылку осуществления ее желания можно рассматривать предрасположенность ее бабушки к знахарству и ясновидению. У нее самой проявлялись такие же способности; она могла лечить больных и находить пропавших людей. Однако пришельцы запретили ей лечить, сказав, что ей суждено проповедовать с помощью картин. По 
словам В. Васильевой, пришельцы открыли ей многие тайны мироздания, прежних цивилизаций; сообщили, в частности, что и сейчас на земле много контактеров с инопланетянами, а вскоре их станет еще больше. Во время контакта, после того как В. Васильева видит упоминавшийся уже знак, она чувствует, как голову ее охватывает обруч, и нередко падает в обморок. При появлении пришельцев она чувствует оцепенение в теле. Однако впоследствии В. Васильева испытывает прилив энергии, удесятерение сил. Рассказ В. Васильевой многими чертами связан с традиционными мифологическими рассказами о проявлениях сверхъестественных сил «со знаком плюс», т. е. сопровождаемых исцелением, просветлением и т. п. В фольклористике эти рассказы выделяют в группу легенд или преданий, отличая их от быличек, в которых потусторонние силы представлены «со знаком минус». Рассмотрение современных рассказов о встречах со сверхъестественными существами свидетельствует о том, что наряду с традиционными формами бытования этих сюжетов (быличками), в настоящее время широкое распространение получили рассказы о феноменах HJIO. Сравнение тех и других между собой обнаруживает их несомненное сходство, что позволяет предположить некий общий источник их формирования*.
« Последнее редактирование: 02.05.19 22:30 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Дмитриевская, так и изучайте анимизм (причины его появления(только не фантастические), роль в становлении человеческого общества, причины(только не фантастические) его присутствия в современном общества,...).
И Вам интересно, и людям польза.


Поблагодарили за сообщение: Berg

За активное участие в жизни форума 

Joanna Regina


  • Сообщений: 16 125
  • Благодарностей: 13 107

  • Была 04.06.22 21:21

Так ведь не на пустом месте.
Масса исследований на эту тему есть.
Ну нельзя же отказывать в здравомыслии людям, которые не разделяют ваши взгляды на какие-то вещи, просто потому, что вам кажется, что они живут в иллюзиях. Какая-то агрессия от вас идёт. В мой адрес, в частности.  O:-)

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Человечество вообще не имеет никаких знаний (кроме научных).
Увы и ах.
Кроме научных (книжных) знаний, существует интуиция. И она нередко оказывается гораздо более полезной человеку в жизни, чем наука.
« Последнее редактирование: 02.05.19 22:35 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Леший
Разворачиваемый текст
Было в одном королевстве глухое лесистое болото. Тянулось оно на много миль, и шла о нем в народе недобрая молва. Кто, случись, не забредет туда ненароком - человек ли, зверь ли - сгинет без следа, точно его и на свете не бывало. И прозвали это место "Чертова трясина".
Вот однажды надумал король дознаться, кто это там на болоте затаился и все живое губит. Снарядил он большое войско и велел своим ратникам болото вдоль и поперек исходить, чтобы ни одна живая душа от них не укрылась. Искали воины, искали и наткнулись на болотного лешего. Диковинное чудище был тот леший. Обличьем с человеком схож, только весь с головы до пят шерстью оброс да глаз у него один посреди лба торчит. Накинулись на него ратники, пока он спал, опутали крепкой железной цепью и поволокли к королю. Обрадовался король. Слышал он, будто хранят лешие в болотах богатства несметные; вот и не прочь он был запустить руку в лешачью казну. Только как ни пытали лешего, как ни выспрашивали его про сокровища - он и слова не проронил.
Тогда велел король посадить лешего в железную клетку за семью дверями и глаз с него не спускать. Еду и питье ему сквозь прутья клетки просовывали, а ключи от замков король всегда при себе держал. И поклялся король страшной клятвой, что немедля отрубит голову всякому, кто лешего из клетки вызволит.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Дмитриевская, так и изучайте анимизм (причины его появления(только не фантастические), роль в становлении человеческого общества, причины(только не фантастические) его присутствия в современном общества,...).
И Вам интересно, и людям польза.
А я вам не навязываю ничего. Пока только разговоры, научных опровержений существованию духовного мира я от Вас не услышала.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Кроме научных (книжных) знаний, существует интуиция. И она нередко оказывается гораздо более полезной человеку в жизни, чем наука.
Интуиция хороша в областях самосохранения и поведения в обществе. В областях, которых она человека не касается - её быть не может.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Интуиция хороша в областях самосохранения и поведения в обществе. В областях, которых она человека не касается - её быть не может.
Все научные открытия были частично сделаны с помощью интуиции.  Думаю, без интуиции не было бы и науки. А какие бывают области, кот. не касаются человека??? Все, что окружает человека, его касается.

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

А я вам не навязываю ничего. Пока только разговоры, научных опровержений существованию духовного мира я от Вас не услышала.
Даже религии оперируют строго материальными вещами (правда в фантастическом антураже).
Ну запишитесь на курс по "Истории религии".
Может профессионалы  Вам всю глубину ваших заблуждений смогут объяснить.


Поблагодарили за сообщение: Berg

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Вообще, весь мир устроен двуедино. Добро и зло, день и ночь, мозг и сердце - дихотомия обязательно всегда присуствует, это две стороны одной и той же монеты. Поэтому утверждать, что существует только материальный мир, а духовного не существует, просто не имеет смысла, т.к. это противоречит картине устройства мира. Это нас в СССР воспитали воинствующими атеистами, вот мы и пытаемся подстроить картину мира под свои убеждения, а во всем остальном мире никто никогда и не сомневался.  *JOKINGLY*


Поблагодарили за сообщение: Joanna Regina

За активное участие в жизни форума 

Joanna Regina


  • Сообщений: 16 125
  • Благодарностей: 13 107

  • Была 04.06.22 21:21

mrv, что такое материальное, когда все вокруг исключительно материальное, да.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Надо чтобы был баланс материального и духовного, тогда можно гораздо более успешно познавать мир с обоих точек зрения. И многие знаменитые ученые это признавали, кстати.
« Последнее редактирование: 02.05.19 23:11 »

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Вообще, весь мир устроен двуедино. Добро и зло, день и ночь, мозг и сердце - дихотомия обязательно всегда присуствует, это две стороны одной и той же монеты. Поэтому утверждать, что существует только материальный мир, а духовного не существует, просто не имеет смысла, т.к. это противоречит картине устройства мира. Это нас в СССР воспитали воинствующими атеистами, вот мы и пытаемся подстроить картину мира под свои убеждения, а во всем остальном мире никто никогда и не сомневался.  *JOKINGLY*
Откройте для себя Докинза, Ренди, ... (масса их).
Прочтите про истоки морали (изменчивость моральных норм).
Физику вспомните (даже школьную).
И все, от мистического налета не останется и следа.
Добро пожаловать в реальный мир.


Поблагодарили за сообщение: Berg

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Причем тут нормы морали и физика??? Ренди - это про мошенников опять, дались вам эти мошенники...  *JOKINGLY* Докинз - ну дык опять же, у каждого может быть своё мнение и каждый может его доказывать сколько угодно и вы можете с ним соглашаться, но это всего лишь его мнение. Я например и не собираюсь спорить с Дарвином, но это мне никак не мешает верить в духовное.  *JOKINGLY*
« Последнее редактирование: 02.05.19 23:18 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская

За активное участие в жизни форума 

Joanna Regina


  • Сообщений: 16 125
  • Благодарностей: 13 107

  • Была 04.06.22 21:21

Откройте для себя Докинза, Ренди, ... (масса их).
Прочтите про истоки морали (изменчивость моральных норм).
Физику вспомните (даже школьную).
И все, от мистического налета не останется и следа.
Добро пожаловать в реальный мир.
Что такое реальный мир?

zoom101


  • Сообщений: 369
  • Благодарностей: 451

  • Был вчера в 18:50

Схема с полочками это вовсе не плохо.
Развивая тему полочек. Стремление все классифицировать, разложить, уместить и привести в порядок – это, конечно, не плохо. Это значительно упрощает бытие. Но зато лишает одухотворенности, эмоций, живости, чудесности, очарования. Это создание иллюзии, в которой удобно существовать, но скучно. Не всем, конечно, некоторым. Например, для людей творческих отсутствие порядка – одно из необходимых условий для вдохновения. Неслучайно же существует устойчивое выражение: творческий беспорядок. Это ж сколько эмоций, сколько возможностей для открытий! Эйнштейн сказал как-то (может, и приписывают, не знаю), мол «только глупец нуждается в порядке — гений господствует над хаосом». («Глупец» в данном случае – философская категория, не обзывательство, так понимаю). Или таких тоже на полочку, к третьим, к «наполеонам», без шансов?  :) И про иллюзии добавочка - человеческий разум вообще вряд ли сможет существовать без иллюзий, вне иллюзии; на него столько обрушится, что с ума сойдет. (Это мое такое иллюзорное мнение).
« Последнее редактирование: 02.05.19 23:41 »


Поблагодарили за сообщение: mrv

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Ренди - это про мошенников опять, дались вам эти мошенники...
Не только.
Еще и самообмане вполне себе вменяемых людей.
Очень поучительно.
Что такое реальный мир?
Это где законы физики (химии, биологии,...) не зависят от желаний.


Поблагодарили за сообщение: Berg

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Даже религии оперируют строго материальными вещами (правда в фантастическом антураже).
Ну запишитесь на курс по "Истории религии".
Может профессионалы  Вам всю глубину ваших заблуждений смогут объяснить.
Когда вы говорите,  впечатление такое, что вы... теряете нить разговора: я Вас призываю к научному подходу,- Вы меня обвиняете в ненаучности; я прошу Вас подкрепить чем нибудь свои пафосные тезисы,- Вы меня отправляете к посторонним людям, которые  на краткосрочных курсах  якобы дают ответ на основной вопрос философии. Мы от Вас слышим громкие лозунги вместо ответов на вопросы. Диалога не получается, увы. Сплошной оруэлловский речекряк.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Когда вы говорите,  впечатление такое, что вы... теряете нить разговора: я Вас призываю к научному подходу,- Вы меня обвиняете в ненаучности; я прошу Вас подкрепить чем нибудь свои пафосные тезисы,- Вы меня отправляете к посторонним людям, которые  на краткосрочных курсах  якобы дают ответ на основной вопрос философии. Мы от Вас слышим громкие лозунги вместо ответов на вопросы. Диалога не получается, увы. Сплошной оруэлловский речекряк.
Конечно не получится.
Где ваш духовный мир? Продемонстрируйте. Причины фантастического объяснения нормальных проявлений материального мира давно разобраны.
Ответ на основной вопрос философии давно дан. И естественными науками и науками об обществе.
Мы-пепел "сгоревших" звезд.
XXI век на дворе (лет через 150 мы будем иметь надежную теорию абиогенеза (покрепленную экспериментально)), а Вы категориями раннего средневековья пытаетесь мыслить.
Какой тут может быть диалог.
« Последнее редактирование: 02.05.19 23:48 »


Поблагодарили за сообщение: Berg

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 654
  • Благодарностей: 17 294

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Конечно не получится.
Где ваш духовный мир? Продемонстрируйте. Причины фантастического объяснения нормальных проявлений материального мира давно разобраны.
Ответ на основной вопрос философии давно дан. И естественными науками и науками об обществе.
Мы-пепел "сгоревших" звезд.
XXI век на дворе (лет через 150 мы будем иметь надежную теорию абиогенеза (покрепленную экспериментально)), а Вы категориями раннего средневековья пытаетесь мыслить.
Какой тут может быть диалог.
Если Вы не собираетесь здесь вступать в диалог, то зачем Вы пришли?
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 093
  • Благодарностей: 6 875

  • Заходил на днях

Если Вы не собираетесь здесь вступать в диалог, то зачем Вы пришли?
Напомнить людям о существовании у них мозга и призвать его использовать.
Человечество не может позволить себе тратить такой ресурс на данным давно опровергнутые нелепости.


Поблагодарили за сообщение: Berg | jonking

Инна368


  • Сообщений: 2 118
  • Благодарностей: 1 318

  • Расположение: Москва

  • Была 03.11.24 04:21

Это где законы физики (химии, биологии,...) не зависят от желаний.
Не везде на земле действуют те или иные законы физики.
 Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытый текст.
Это лишь один маленький пример , когда  " законы" не работают и ученые ничего вразумительного сказать не могут...
Старый ник Инна369

За активное участие в жизни форума 

Боцман


  • Сообщений: 6 534
  • Благодарностей: 8 020

  • Расположение: Лимпопо

  • Был 22.09.21 23:54

Вы дурак... нет,дурак Вы. Вот и вся суть разговора. Это если кратко.
-----
Не думаю,что современной физике,да наверно и другим наукам известны все законы,процессы и т.д. А вот неизвестные,проходящие по законам,которых человек не понимает,процессы можео нвзвать потусторонними?

Инна368


  • Сообщений: 2 118
  • Благодарностей: 1 318

  • Расположение: Москва

  • Была 03.11.24 04:21

Напомнить людям о существовании у них мозга и призвать его использовать.
Наличие мозга не обязательно указывает на наличие " ума"... кстати , а как выглядит " ум" ?
Старый ник Инна369


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская