Дорогие друзья!
Некоторое время назад уважаемый Владимир совершенно справедливо обратил внимание на тот факт, что ресторан «Тапас» - события в нем происходящие и люди в нем работающие – может иметь отношение к исчезновению Мадлен Макканн, особенно если рассматривать версию похищения. Вдохновленный его мыслями, я решил подробнее изучить сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела, связанные с этим заведением, прежде всего в протоколах допросов его работников. Часть протоколов уже была переведена и размещена в соответствующем разделе, остальную часть я перевел сейчас и также разместил на сайте. Ниже попытаюсь изложить первые, во многом предварительные, результаты анализа; мне кажется они вполне могут оказаться интересными.
Начну с общеизвестных фактов. Ресторан «Тапас» расположен с южной стороны жилого корпуса №5 отеля «Оушен Клаб», где проживали Макканны и их друзья. Территория, где он находится, полностью огорожена. На ней, помимо ресторана, расположены плавательные бассейны (взрослый и детский), детская игровая площадка, два теннисных корта и помещение Детского Клуба для младшей группы. Все это хозяйство принадлежит известному британскому туроператору – компании «Марк Уорнер».
Попасть на данную территорию можно через небольшую рецепцию, выходящую на улицу Доктор Франсиско Гентиль Мартинс – эта улица спускается в сторону пляжа мимо номера 5А и супермаркета «Баптишта». Днем на рецепции (не путать с основной круглосуточной рецепцией отеля «Оушен Клаб»!) дежурит сотрудник компании «Марк Уорнер», поскольку доступ на территорию возможен только для гостей отеля «Оушен Клаб», являющихся клиентами этой компании, а также, хоть их значительно меньше, другого известного британского туроператора «Томас Кук»; посторонним сюда вход запрещен. Однако по вечерам, когда теннисные корты, бассейны, детская площадка и Детский Клуб пустеют, сотрудник покидает помещение рецепции, и доступ на огороженную территорию в принципе становится свободным, хотя обычно, как утверждают работники ресторана, посторонние сюда практически не заходят.
Отдельно необходимо отметить один очень важный момент, на который обратил внимание Владимир. В южной части ограды, непосредственно позади ресторана, расположена дверь, выходящая на небольшую автомобильную парковку, где также стоят и мусорные баки. Вряд ли стоит сомневаться в назначении этой двери, через которую, очевидно, работники ресторана выносят мусор, остатки еды и отходы и заносят продукты для своей основной деятельности.
Служебная дверь у ресторана «Тапас». Слева – мусорные баки, справа - парковкаСам ресторан «Тапас» очень маленький. Основой его является бар «Тапас», который открывается в 10:00 и работает до 18:00. Это фактически пул-бар, обслуживающий отдыхающих у бассейнов туристов, в нем подаются легкие закуски, сэндвичи и напитки. Кроме того, к 16:30 здесь накрывают столики для чаепития детей из Детского Клуба. Вечером бар превращается в ресторан, начинающий работу в 19:00. Он очень небольшой, за вечер в нем обслуживается порядка 20-30 клиентов, не более того. Поужинать в ресторане можно только зарезервировав не позднее 16:00 того же дня столик, причем сделать это могут только гости отеля «Оушен Клаб». Они, конечно, могут привести с собой и посторонних, но, опять же по словам работников ресторана, такое случается крайне редко.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что ни днем, ни вечером, посторонних людей на огороженной территории, окружающей ресторан «Тапас» и принадлежащей компании «Марк Уорнер», не бывает. Днем за этим следит сотрудник компании на входе, а вечером ужинают в ресторане только гости отеля, зарезервировавшие заранее столики. Вряд ли кому-нибудь вечером удастся попасть на территорию, воспользовавшись свободным проходом через рецепцию, и остаться незамеченным, так как от входа путь проходит через ресторан или через освещенный бассейн, расположенный непосредственно напротив него.
Теперь обратимся к сотрудникам ресторана «Тапас». В общей сложности таковых оказалось 14 человек, причем все они были допрошены (некоторые дважды) полицией, а протоколы допросов содержатся в материалах уголовного дела.
Работают сотрудники в две смены: дневную (с 9:30 до 17:00-18:00) и вечернюю (с 16:00 до 24:00), причем почти всегда постоянно либо в одну, либо в другую смену. Практически у всех в неделю два выходных в соответствии с графиком. Коллектив в основном мужской, все три женщины работают на кухне, а одиннадцать мужчин частью также работают на кухне, но большей частью - официантами и барменами. Начальник (супервизор) у них Тиагу Баррейруш, трудится, как говорится, «не покладая рук», имея всего один выходной в неделю и часто заглядывая в ресторан по вечерам, хотя формально работает в дневную смену.
Народ подобрался молодой (все мужики неженатые, а вот две женщины замужем), но весьма и весьма пестрый. Основная часть работников – граждане Португалии, главным образом жители Алгарве, другая же часть демонстрирует широкую географию происхождения и проживания: пара ангольцев (братья Лусиу), неутомимый супервизор Тиагу Баррейруш – из Мозамбика, присутствует и наша соотечественница Светлана Старикова, двое (Жеронимо Салседас и Мигуэль Куэлью, двоюродные братья) по национальности португальцы, но родились в Южной Африке, первый из них проживает в Великобритании, а второй осел на исторической родине – в Португалии.
Имеются некоторые любопытные детали с точки зрения образования: есть среди работников свой «слесарь интеллигент» - Тиагу де Фрейташ – профессиональный остеопат, недавно прошедший в США четырехмесячные курсы по овладению этой специальностью и занимающийся лечением в свободное от работы барменом в ресторане «Тапас» время. А вот Мария Алмейда, хоть и урожденная португалка, но, по ее словам, «не умеет ни читать, ни писать», поэтому при допросе полиции ей «оказывала помощь» начальник службы технического обслуживания отеля «Оушен Клаб» Сильвия Батишта (персонаж, сыгравший немалую роль событиях ночи с 3 на 4 мая 2007 года).
Более всего бросается в глаза тот факт, что практически все работники ресторана работают здесь совсем недавно. Лишь немногие трудятся в нем или в отеле «Оушен Клаб» второй сезон (ресторан функционирует с марта по октябрь, с ноября по февраль он закрыт), а подавляющее большинство нанялось сюда впервые, один-два месяца назад. Единственное исключение – остеопат де Фрейташ, проработавший в отеле «Оушен Клаб» до своего визита в США четыре года.
Вот такой небольшой портрет коллектива работников ресторана «Тапас», по большому счету, интересный лишь с точки зрения воссоздания картины трудовой активности работников общественного питания небольшого курорта южной Европы перед началом туристического сезона. Пора переходить к вопросу о том, какое отношение все эти люди могут иметь к событиям, произошедшим рядом с их рестораном 3 мая 2007 года.
В тот день в вечернюю смену работали 6 сотрудников ресторана, из них трое на кухне (Мигуэль Куэлью, Жуэльсон Лусиу и Светлана Старикова) и трое в баре и ресторане в качестве официантов и барменов (Жеронимо Салседас, Рикарду Оливейра и Жоаким Батишта).
Понятно, что повара не имели возможности наблюдать за ресторанными столиками и поведением клиентов, так как работали на кухне; лишь Светлана Старикова, следившая за приготовлением жаркого на гриле, могла отчасти видеть клиентов, но, судя по всему, обзор у нее был весьма ограниченным. Соответственно, показания этих свидетелей, протоколы которых присутствуют в материалах уголовного дела, очень краткие и каких-либо интересных деталей, похоже, не содержат.
Иное дело – официанты и бармены, непосредственно контактировавшие с туристами, ужинавшими в ресторане. Понятно, что следователи тщательно их допрашивали, особенно Салседаса и Оливейру – их допрашивали дважды. Не буду излагать здесь информацию, содержащуюся в протоколах допросов; желающие могут сами прочитать переведенные протоколы. Один момент, однако, следует отметить.
Уважаемый Владимир совершенно справедливо обращает внимание на неординарную личность официанта Жеронимо Салседаса (его коллеги называли Джо - Joe). Он, как и его двоюродный брат с материнской стороны Мигуэль Куэлью, родился в Южной Африке, но последние 15 лет проживал в Соединенном Королевстве. Он обучался по специальности «отельный бизнес и туризм», а затем работал на протяжении целых четырех лет с маленькими детьми в возрасте от 3 до 5 лет (как раз в возрасте Мадлен). Полтора месяца назад он по непонятной причине бросил это занятие и «занялся автомобилями» в компании «Хонда», но, проработав там всего три недели, уволился. Не сумев, по его словам, найти работу в Великобритании, он воспользовался предложением своего кузена, устроившегося в начале нового сезона шеф-поваром в ресторан «Тапас», и сорвался в Прайа-да-Луш, чтобы работать «в туристическом бизнесе» в почетной должности официанта/бармена.
Жеронимо отлично владел английским языком и помогал своим коллегам общаться с клиентами ресторана (в основном это британцы), поскольку другие официанты явно не блистали своими познаниями «в языках». Интересно, но он проработал немногим более половины сезона и в конце июля, в самом разгаре расследования дела Мадлен, по непонятным причинам вернулся в Соединенное Королевство. Ему принадлежат наиболее полные и подробные показания о событиях, связанных с исчезновением Мадлен, о поведении Макканнов и их друзей за ужинами в ресторане.
Впрочем, определенный интерес вызывают и некоторые работники дневной смены ресторана. Так, например, супервизор Тиагу Баррейруш по графику должен был работал днем, но, похоже, часто оставался на вечернюю смену; в своих показаниях он сообщает много деталей и подробностей о поведении Макканнов и их друзей за ужином. 3 мая он ушел с работы в 17:30, а аккурат к 22:00-22:30, то есть почти сразу же после обнаружения исчезновения Мадлен, неожиданно «нарисовался» у ресторана, где коллеги немедленно проинформировали его о случившемся, после чего он до половины второго ночи принимал участие в поисках пропавшего ребенка.
Или вот официант/бармен из дневной смены Нуньо Бернарду. 3 мая он закончил работу в 17:30 (как и его начальник Баррейруш) и отправился домой, где поужинал с родителями, после чего с двумя двоюродными братьями направил свои стопы обратно в ресторан «Тапас», поскольку младший из братьев никогда там не был и, судя по всему, горел желанием увидеть это чудо общепита, а кузен-официант – выступить гидом в этой заманчивой экскурсии. Троица появилась у ресторана в 22:30, опять же почти вместе с супервизором, и Нуньо Бернарду тоже принял участие в поисках.
Вот такие беглые предварительные заметки можно сделать на основании материалов уголовного дела о работниках ресторана. Впрочем, каждый может ознакомиться с протоколами допросов и найти для себя те детали, которые могут представлять интерес для обсуждения дела Мадлен Макканн. Мне хотелось, однако, подчеркнуть три очень важные, на мой взгляд момента.
Во-первых, это наличие служебной двери за рестораном «Тапас». Через нее сотрудник ресторана имел возможность незаметно для клиентов и, не исключено, для своих коллег, покинуть на время огороженную территорию с «Тапасом», бассейнами, кортами и вернуться обратно – номер 5А, точнее балконная дверь со входом в него находится всего в 95 метрах от служебной двери в ограде, на преодолении какового расстояния достаточно одной минуты (в одну сторону).
На схеме цифрой 1 обозначен основной вход на огороженную территорию с рестораном, бассейнами и кортами, цифрой 2 – служебная дверь рядом с мусорными баками и парковкой, стандартной "красной каплей Гугл"– балконная дверь номера 5А
Меня лично привлекает другой вариант. Вряд ли работник ресторана (если предположить, что он преступник) уходил из ресторана для того, чтобы лично принять участие в похищении – слишком большой риск для него. Его роль скорее могла сводиться к наблюдению за туристами в ресторане и подаче сигнала в момент, благоприятный для похищения. Для этого достаточно было бы выйти через служебную дверь с мешком мусора и выбросить его в мусорный бак, что явилось бы сигналом для сообщников. Те могли заранее ожидать в автомобиле на парковке, опять же находящейся рядом со служебной дверью. Это глухое место, тупичок, никто на них там внимания не обратил бы, а если бы даже и обратил, то с исчезновением Мадлен не связал бы. По получении сигнала, оставалось проехать все те же 95 метров до номера 5А и открытой балконной двери…
Во-вторых, работникам ресторана следователи неоднократно задавали вопрос о том, можно ли видеть со столика, занимаемого Макканнами и их друзьями, номер 5А и балконную дверь. Свидетели совершенно однозначно утверждали, что из-за пластиковой пленки, развешенной для защиты от ветра, а также по ряду других причин видеть, что там происходило, сидевшие за этим столиком туристы фактически не могли. Соответственно, доступ в номер 5А через балконную дверь не представлял для похитителей никакого риска быть увиденными родителями или их друзьями.
В-третьих, столик, за которым сидела эта компания, был расположен непосредственно напротив бара, то есть бармены и официанты (а они обычно совмещали выполнение этих обязанностей) имели прекрасную возможность наблюдать за тем, что происходило за столиком, слышать, что там говорилось, и видеть, когда туристы выходили на проверку детей, а когда возвращались. Это являлось, безусловно, идеальным местом для наблюдения, источником ценнейшей информации о механизме проверки детей и способом определись, когда можно совершенно безопасно забрать похищаемого ребенка.
Это, конечно же, достаточно теоретические и умозрительные построения. Я никоим образом не хочу возводить на работников ресторана «Тапас» каких-либо подозрений, не говоря уже об обвинениях. Но, с другой стороны, они однозначно должны представлять значительный интерес для следствия как лица, лучше всех осведомленные об истории оставления родителями своих детей совершенно одними в номерах во время ужина, о деталях проверок детей и владеющие иной информацией, которая могла быть использована при планировании и осуществлении похищения.
В заключение хотел бы еще раз поблагодарить уважаемого Владимира, поднявшего данную тему и высказавшему ряд ценных мыслей относительно возможной роли ресторана «Тапас» в версии о похищении Мадлен.
С уважением, Георгий.