В качестве ответа Резунщикам и фашизоидам (перечислять поимённо не буду!) приведу статью, полученную недавно по литературным каналам от Дианы Кан - ярчайшей представительницы современной поэзии. Не отношу себя к сталинистам, но здравые вещи для себя в этой статье нашёл. Особенно про деление общества на две части: нормальных людей и врагов. Враги предстают в обществе в разных шкурах, но суть их от этого не меняется.
Дмитрий Карягин, какая-то у вас скользящая вышла статья, в которой вы коснулись Зои Космодемьянской. Не трогайте подвиг красной святой! Пожелание от меня. Человек своим подвигом искупил все грехи; поэтому склонять его имя просто так не стоит...
СтатьяОТРЕЧЕНИЕ ОТ СТАЛИНА – ОТКАЗ ОТ РАЗВИТИЯ Сразу оговоримся, что сама по себе критика сталинского периода В РАМКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА – нужна, важна, и всячески нами приветствуется. То есть, грубо говоря, был великий исторический деятель, и он был велик во всём – включая и ошибки, тоже оказавшиеся великими… Но современное кликушество «десталинизаторов» - претендует вовсе не на исторический, а на метафизический подход. Возникла особая – и дурно пахнущая – метафизика антисталинизма имени Солженицына-Гозмана, в которой мера всякой добродетели есть мера удаления от Сталина…
Нетрудно заметить объективному взгляду, что никакой народ, кроме русского (с его сложной диалектикой) так со Сталиным бы не поступил. Для современного русского человека Сталин является (давайте говорить без обиняков!) – отцом-основателем. Сталин продлил пресекшуюся во времени и пространстве историю русского народа. Он спас русских от полного уничтожения и небытия.
Он не только возродил уничтоженное русское государство, но и сделал это государство всемирного масштаба победителем, столпом миропорядка. Сталин сделал побеждённый народ – народом-победителем, он превратил народ сохи и лучины в народ атомной бомбы, народ лаптей и курных изб – в народ высоких технологий. Народ деревенский Сталин сделал народом городским...
Сколько же можно самим себе врать? Всё, чем мы сейчас живем – это наследие Сталина, это его проекты, завершенные или им лично, или (как прорыв в космос) – после его смерти.
Оттого, кстати, так ненавистно имя Сталина врагам русского народа: ведь какую проблему, какую головную боль он им ВОССОЗДАЛ – и, что самое обидное – уже после того, как проблема считалась закрытой, а русский вопрос – «окончательно решенным»!
Совершал ли Сталин ошибки? Безусловно. А попробуйте на таком крутом маршруте, когда столетия укладывались в год, или полгода – их не совершить! Надо ли работать над ошибками? Надо! Но ведь не отрицая той основы, из которой, собственно, исходит не только наше историческое величие, но и само существование!
Безусловно, любой народ, европейский или азиатский, оценивая роль Сталина в своей истории – прежде всего настаивал бы на его значении, как отца-основоположника всех современных парадигм. Русский народ оказался исключением, и неспроста.
Диалектическая сложность русского народа заключается в том, что он как бы двухсоставен. С одной стороны, он несет в себе идею Третьего Рима, византийско-православное наследие, в котором государство – высшая земная ценность. С другой стороны – русский народ пронизан славянским стихийным анархизмом, из-за которого никто из славян, кроме русских, полноценного государства создать так и не смог.
Когда мы говорим, что русский народ – монархист, то не нужно понимать это в том смысле, будто бы на стороне Разина и Пугачева воевали евреи или американские шпионы. Русский народ – монархист (византийско-православное наследие его уклада), но он же и буйный анархист (славянское наследие).
Эта двойственность ромейского и славянского создаёт странную «дерготню» русской истории, при которой великая империя неожиданно, как птица-Феникс, вдруг возникает из руин полнейшей анархии. А потом так же неожиданно туда проваливается.
Русский человек устаёт от тягот держания империи – и впадает в буйную славянскую анархию вечевого и сечевого типа. Но, устав от хаоса, русский человек (и в этом его отличие от других славян) – через какое-то время кается в содеянном и возрождает спалённый в разгуле пугачевщины державный дом.
Что же такое феномен Сталина? Это вершина державной самоотдачи, пик и полюс имперского, ромейского начала, доходящего до экстаза самоотречения во имя святыни государственности.
Сталин – это предельный и покаянный державный ригоризм: «Родине – всё, себе – ничего».Никто из вождей русского народа не доводил патриотизм и отрицание животного эгоизма до такой высокой точки, как Сталин.
Никто и достижений таких, как Сталин, не сумел добиться: в считанные годы, ценой величайшего напряжения, была заложена основа нашего бытия до наших дней и далее неизвестно насколько.
Поэтому для русской государственности Сталин – предельно важен, в том числе и для её более мягких, более растянутых во времени, более компромиссных с животным началом форм.
Метафизическое отрицание Сталина (черный злодей и т.п.) – есть столь же метафизическое, доходящее до зримого символа отрицание российской государственности. Для десталинизаторов Россия по умолчанию является страной-уродом, страной-чудовищем, страной, обреченной на заклание в силу своей черной природы и т.п.
Но мы говорим не о врагах (с которыми всё ясно, и которые маргинальны сегодня, как никогда) – а о русском народе.
Дело в том, что анархические начала русских вопиют против Сталина, как против предельного выражения патриотизма и державности. Сталин – символ борьбы с анархией, и оттого её главный враг…
Не будем лукавить: бремя державности очень и очень тяжело. Нести на своих плечах империю – не только тащить на своих плечах цивилизацию. Это ещё и кровавый, истощающий труд, почти каторга – особенно для тех, кто не видит и не понимает смысла великого созидания.
Как животное всегда мечтает убежать из клетки («сколько волка не корми – он всё в лес смотрит») – так и зоологическое начало в человеке постоянно жаждет вырваться из-под гнёта державности и цивилизации, из тягот развития, из мук цивилизационного роста.
И тут мы приходим к другой стороне метафизики Сталина – его общечеловеческому значению. Сталин ведь не только отец-основатель современной российской суверенной государственности, не только спаситель русского народа от полного геноцида (а кто не верит – ступай в Освенцим и убейся там лбом «апстену»).
Сталин – символ русской державности, и в этом смысле необходим русским. Но Сталин – символ прогресса, и в этом смысле необходим всему человечеству.
Эпоха Сталина – при всех её издержках и катастрофах, при всём бурном течении – это эпоха рывка от земляной глухости к тонкому космическому слуху.
Сталин – олицетворение великих перемен и коренного перелома в жизни людей. Кто читал – знает: речи Сталина полны таким вот рефреном:
- Пять лет назад у нас не было (того-то и того-то) … Теперь оно у нас есть… Десять лет назад мы не имели (того и этого) … Теперь имеем…
Иначе говоря,
сталинская эпоха строилась по принципу «было-стало». Настоящее противопоставляло себя прошлому, совершая рывок в сказочное будущее.
Сталин изменил облик всей планеты (и, безусловно, Запада): после эпохи Сталина человечество поднялось на этаж выше по лестнице цивилизации. А может быть – и на несколько этажей…
Благодаря Сталину человечество изжило пороки, казавшиеся вечными, и получило предметы, казавшиеся сказочными. Сталин сделал былью и ковры-самолёты, и скатерти-самобранки.
Человечество порой просто не понимает, что таких привычных вещей, как всеобщее избирательное право, бессословное равенство, нормированный рабочий день, гарантированный отпуск с выходными, пенсия по старости или увечью – до Сталина не было, и считалось, что их не может быть, что «их экономика не выдержит». Кстати сказать, современные десталинизаторы приходят к той же мысли, рассуждая об экономике…
Сталин спас русских от истребления – а человечеству открыл дорогу к звёздам. Он доказал, что может быть стремительное развитие, и что прогресс – не миф, а технологическая задача, связанная с мобилизацией и рывком народных масс.
И потому отказ от наследия Сталина – есть отказ от развития. Миллионы лет землеройка роет норы, к которым привычна; и людям тоже предлагают миллионы лет заниматься тем, чем они сегодня заняты.
Если при Сталине облик страны неузнаваемо менялся за 5 лет, то последние 25 лет нашей истории не дали нам ничего, кроме топтания на месте и тупого проедания советского наследия. Идут годы, десятилетия – а жизнь наша не становится лучше. Иногда она становится хуже, иногда – стагнирует в застое, не ухудшаясь – но и не улучшаясь.
И мы начинаем понимать, что вот такую судьбу землероек, зверьков, повинующихся рыночным инстинктам, а не творческому планирующему разуму – десталинизаторы нам уготовили на сотни лет вперед! И дети и внуки наши так же как и мы будут обречены жевать мякину «вечного дня», чудовищного в своей неизменности…
Чего есть – то и есть, потому что оно ведь есть. А чего нет – того никогда уже и не будет: если бы оно могло возникнуть, то давно бы уже возникло.
А раз оно само собой не возникло давным-давно – значит, оно и не может само по себе возникнуть, без усилий Госплана!
Отрицание Сталина становится отрицанием всякого прогресса, всякой мобилизации творческого начала, всякого рывка вперёд.
Этот регрессизм сливается с линейно-статическим гуманизмом в вопле о «сталинских репрессиях».
Уже много раз было написано до нас, что тема сталинских репрессий чрезмерно раздута, что в реальности репрессий было значительно меньше, чем выдумала их воспалённая фантазия регрессоров-десталинизаторов.
Но мы сейчас не об этом. Мы о другом. Нужно иметь определённое мужество хирурга, чтобы связать всем известное «прогресс требует жертв» непосредственно с темой репрессий.
Движение вперед, как и любое движение – встречает сопротивление. Сопротивление нужно преодолевать. Это делает любая телега, которая ЕДЕТ, а не стоит на месте. Любой шар – если он покатится – должен преодолевать силу трения. Вы этого не знали?
Если нет подавления сопротивления – то нет и никакого движения. Ещё грубее: никого не расстреливая – никуда не придём.
Первым это понял вовсе не Сталин. Первой это поняла святая инквизиция, проклятая либералами – за то, что двигаясь в новый мир, сжигала на кострах оказывавших сопротивление.
Жизнь, на самом деле, устроена просто: существуют люди и упыри. Или люди уничтожают упырей. Или упыри начинают жрать людей.
Вся христианская мораль, все проповеди любви и добродетели – обращены к людям и только к людям. То есть к тем, кто хочет и способен их слушать, способен подчиняться требованиям хотя бы самой простой морали.
На упырей никакие проповеди не действуют – как не действуют команды на собак, заболевших бешенством. И в том, и в другом случае взбесившегося зверя останавливает только пуля…
Весь наш исторический опыт 70,80, 90-х годов ХХ века и нового тысячелетия доказывает: государство, из соображений ложно понятного гуманизма отказавшееся уничтожать упырей – вскоре становится их жертвой. Зверь в человеке сидит глубоко и действует постоянно. Оттого и подавление зверя должно быть глубоким и постоянным.
Таким образом, с точки зрения теории цивилизации, мы понимаем неразрывную связь сталинского прогресса (научно-технического, социального) и сталинских репрессий.
Конечно, они были не без ошибок. Конечно, под их пресс попали порой и те, кого можно считать лицом Отечества (например, Н.И. Вавилов). Но БЕЗ них (репрессий) не было бы ничего – а в первую очередь, не было бы нас с вами, беседующих сегодня под ядерным зонтиком об отвлеченных материях.
Цивилизация – это набор ценностей, защищаемых от посягательства. Цивилизованный человек – защитник веры, прежде всего, защитник идеалов. Он – часовой. Как поступает часовой при угрозе охраняемому объекту? Вначале делает устное предупреждение. Потом – выстрел в воздух. Следующий выстрел – уже на поражение.
Общество, стоящее на часах – выстрелы на поражение именует «репрессиями».
Тебя предупреждали – ты не остановился.
Дали выстрел в воздух – ты не унялся.
А что с тобой делать, если ты нагло прёшь на охраняемый объект?!
Горбачёв отставил винтовку – и пропустил диверсантов вовнутрь. Последствия всё человечество расхлёбывает доселе, но поверьте: это только цветочки 25 лет были, ягодки от предательства СССР – ещё впереди!
Суть караульной службы и суть цивилизации едины: нужно убить того, кто злостно не подчиняется требованиями твоего Устава. Конечно, не сразу, а после скольких-то предупреждений, но в итоге - всё равно убить, чтобы он не убил тебя.
Цивилизация, которая не отстаивает своих ценностей, в том числе террором – просто не имеет никаких ценностей.
Ведь ценного без охраны не оставляют. Бросить без охраны могут только то, в чем никакой ценности не видят.
Закончим тем, с чего начали: Сталина, как исторического деятеля, можно и нужно критиковать. Ведь без критики невозможно изучение и познание. Всё, принятое некритически, остаётся непознанным.
Но критика Сталина может и должна сопровождаться критикой критиков Сталина. Чтобы ни у кого не возникло соблазна под видом «десталинизации» отменить научно-технический и социальный прогресс, как таковой («при движении бывают жертвы, поэтому лучше будем стоять на месте и ничего не менять!»).
И чтобы критика Сталина оставалась в рамках цивилизации, а не выражала звериную реакцию на подавление зоологических инстинктов.
Будем помнить главное положение теории цивилизации: зверь всегда хочет освободить себя от ограничений и условностей цивилизованного быта. Зверь хочет сбежать в джунгли и жить там по законам джунглей (как современные либеральные «реформаторы»). Но звериная свобода произвола несовместима с цивилизацией, строящейся на уточнении расчетов, уточнении ролей и регламентов, ограничении произвола.
По призыву П.А. Столыпина – не будем путать крови на руках хирурга с кровью на руках убийцы. Притом, что у хирурга бывают врачебные ошибки, порой и роковые…
Александр Леонидов; 11 июля 2016