Что касается ненависти к Советской власти... Вот выдержка из первой части "Версии ритуального убийства" Саши Ветра опубликованной на сайте Самлиб.
" Исторически языческие финно-угорские народы, гордые и сильные жители тайги, охотники, живущие в гармонии с природой, любили своих богов и в обмен были любимы своими богами. Они совершенно законно могли быть далеко не в восторге от новой власти чужаков: от насильственной христианизации, позже от репрессий и коллективизации.
Если возвращаться по шкале в прошлое, то в глаза бросаются реки крови советских времён. Манси и ханты, как и другие коренные народы СССР, массово подвергались репрессиям во времена "ежовщины", "большого террора", становясь своеобразными "ритуальными жертвами" Сталина, расчищающего почву для "светлой жизни" в зарождающейся новой форме функционирования империи - в стране советов под флагами красного цвета и лозунгами атеизма.
И если раньше христианство могло так или иначе на практике маскировать язычество, то сейчас атеистическая доктрина коллективного пролетарского общества подминала под себя и уничтожала местных богов, а также христианского Бога. Новая власть так же искореняла целые роды, кулаков, шаманов и священников, да и всех недовольных в прямом смысле слова (Жертвы политического террора в СССР).
А разве у репрессированных кулаков и шаманов не могли остаться наследники? Разве не могли существовать подпольные и лесные антисоветские движения? Представить можно что угодно, это могут быть и версии с "дикими остяками", да и любая "контра недобитая" - потомки "недовольных". Для примера подобных явлений есть соседские аналогии. Перед волной репрессий происходили выступления против советской власти, например, на Казыме, Тольке, Ямале.
Такие яркие сопротивления, как Мандалада (Восстания на Ямале 1934, 1943 гг), имели место быть на просторах проживания северных коренных народов. Однозначно, что на уровне психологических травм целых родов этих народов отношение к пришедшим чужакам, к их новым правилам и претензиям, не обязано было быть таким уж и дружелюбным. Как минимум внутренне оно не обязано было быть таким, каким нам хотели его представить власти после того, как был обнаружен "нетронутый спирт и разрезы в палатке, сделанные изнутри" или любой другой веский аргумент в пользу "непоколебимой дружбы народов". Любому здравомыслящему человеку становится очевидным, что не стоит сложные исторические этапы формирования культурного взаимоотношения разных народов заключать в примитивные рамки поверхностного и однозначного дружелюбия. Это бы лишь говорило о примитивности и пассивности не только меньших по численности коренных народов, но и народа-ядра, во всей истории формирования и становления определённой страны. Любые подобные попытки не только обманчивы, но и с точки зрения развития этносов некорректны.
Атеистическая мысль и доктрина равенства стилей жизни советского человека в 30-е годы разрушает традиционный уклад жизни под предлогом борьбы с суевериями. В честь этого репрессировано свыше 150 шаманов (Никифорова). Очень важно понимать смысл шамана для обычного языческого населения, что будет рассмотрено в контексте ритуального мотива. Репрессии духовного проводника ни могло не вызвать внутренний протест и сопротивление истинно верующего в своих богов языческого народа. Когда само понятие справедливости меняется, ликвидируются не только боги и шаманы, но и, например, юртовые и туземные советы. Для внедрения новой политической и экономической системы на Севере в 1924 г. создается Центральный Комитет Севера, окружные комитеты, волости преобразуются в районы, а в 1930 г. создаются два национальных округа: Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий (Никифорова).
Власть хочет взять под полный контроль традиционные промыслы, население насильственно объединять в колхозы и совхозы, нарушая принцип добровольности. Это послужило причиной недовольств, что привело к уничтожению наиболее зажиточной и значимой части общества. Все эти меры не могли ни вызвать волны протеста среди коренного населения, как минимум подобные события оставили раны на целых семьях и родах.
Мандалада (Ямальские восстания 1934 и 1943 года) или Кызымское восстание (1931-1934) это важные примеры выступления против мероприятий, проводимых советской властью. Они описаны в таких доступных источниках как Восстания на Ямале (1934, 1943 гг) и Кызымский мятеж (Ерныхова, 2003). Исходя из этих исторических описаний, действия новой власти разрушали устои и традиции коренных народов: шаманы и кулаки лишались избирательных прав, вводились непосильные налоги, сроки сдачи которых были минимальны. Людям угрожали судом, конфискацией имущества и высылкой из мест исконного проживания. Кроме того, абсолютно диким для северян являлся принудительный сбор детей для обучения в школе-интернате, что в частности и послужило причиной Кызымского восстания. В начале 1930-х годов для кызымских кочевых семей обучение детей стационарно было ненормальным. В залог забирались ружья, а детей насильно определяли в школу. 19 декабря 1931 эпидемия ветряной оспы в школе послужила причиной того, что детей не показывали родителям и не выпускали из интерната. Можно только представить, что чувствовали в этот момент родители. Вся психологическая основа конфликта лежала в плоскости разрушения привычной жизни семей района. Подобные психологические удары по семье и обществу коренных народов можно примерить и на жителей из мест, по которым проходил маршрут группы Дятлова, и которых в той или иной степени коснулись подобные преобразования, насильно предписанные советской властью. Даже если страх заставляет отступить, он не излечивает боль и гнев. Подобные психологические травмы остаются в роду не одно поколение.
Но есть и примеры и из других эпох, когда коренные языческие народы севера, не встречали с радостью нововведения своих соседей, так или иначе претендующих на власть над ними. Например, есть записи, что ненцы и обдорские ханты-оленеводы открыто нападали на крестившихся туземцев. Князец Ляпинской волости Семен подал прошение о дозволении ему переселиться в Тобольск в 1718 году по причине страха от поведения язычников: "приезжали... в Ляпинскую волость низовская воровская самоядь, а с ними был Гындин сын Микишка, по научению брата своего, обдорского князя Тайши Гындина, и побили в той волости ясашных остяков, а двух человек убили до смерти и над теми убиенными надругалися, груди спороли и тайные уды отрезали и клали им в уста"(Из: Головнёв, 1995). Н. А. Абрамов упоминает, что в 1720-х годах "самоеды убивали крещёных и, по древнему своему обычаю, вырезывали их сердца и ели"(Из: Головнёв, 1995).
Насильственная ли христианизация, последующее ли преобразование кочевника в советского гражданина, оба эти фактора порождают почву для слёз жён, матерей и сестёр. Они же служат ветром, который способствует раздуванию внутреннего пожара гнева, несогласия, возмущения и желания мести у мужчин.
Заглядывая в списки репрессированных тех районов, мы находим те же фамилии, что и видели в списках, опрошенных по уголовному делу. Были ли это родственники и насколько близкими родственниками они были жителям мест, по которым проходил поход, вопрос возможных последующих исследований авторов, интересующихся рассмотрением вопроса истории семей местных жителей. В частности, уже сейчас имеется публикация Пискарёвой М.Л., где она уточняет, что, например, Анямовы являются хантейским родом, а не мансийским (Пискарёва, 2015). Её предположение о том, что Анямовы, по местам которых проходил поход, могли быть переселенцами из Тюменской области и потомками репрессированных хантов Анямовых в 1937 году, вполне может оказаться истиной и дополняет наше подозрение о том, что семьи местных жителей могли быть затронуты на глубоком уровне психологическими травмами от "Большого террора".Кроме того, интервью с Анатолием Степочкиным и статья Игоря Пушкарёва привносят интересные сведения, например, что Бахтияровы считались шаманским родом, уважаемым на западном и восточном склоне Уральского хребта. А шаман Никита Яковлевич Бахтияров, родившийся в 1873 году и проживавший в Ивдельском районе, в 1938 году был осужден на пять лет лагерей (Пушкарёв, 2016). Из той же статьи мы узнаём, что справка об аресте Бахтиярова гласит: 'Изобличается в том, что является нелегальным шаманом среди народности манси, крупный кулак, имеющий до сего времени неизвестные органам Соввласти крупные стада оленей, на пастьбе которых он эксплуатирует бедняков манси. Он ведет среди манси антисоветскую агитацию против объединения манси в коллективные хозяйства, против оседлости, разжигает среди манси ненависть к русским и существующему советскому строю, заявляя, что русские несут только смерть манси. Ежегодно Бахтияров собирает всех манси на один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай, где возглавляет и руководит жертвоприношениями по случаю религиозного праздника продолжительностью до двух недель'. Из статьи Бушуева В.В. в "Уральском краеведе" (2016) мы узнаём, что в 1939 году из Ивделя до спецпоселения Вижай легла деревянная дорога, от которой вглубь тайги в разные стороны уходили просеки, в конце которых, по берегам рек, возводились новые лагеря. Тотальная вырубка тайги и сплав леса по рекам лозьвинского края возмутили манси. Под предводительством шамана, скрывавшегося в одной из пещер, они подняли было восстание, но безуспешно. Часть местных осталась на прежнем месте, однако, большинство юрт ушло севернее, на Северную Сосьву. Жизнь манси протекала в постоянной тревоге от угроз со стороны незваных гостей. Это говорит о том, что местные шаманы так же подвергались репрессиям. И говорить об однозначно беспроблемных отношениях местных с советской властью было бы неверно."
http://samlib.ru/s/sasha_weter/finalnoe-2docx.shtml"