МИФОЛОГИЯ МАНСИ
Средний мир.
Калтась-эква
Калтась эква “Калтась-женщина” (Калтась, Йоли-торум-сянь “Нижнего мира [то есть земли] мать”, Калтась-сянь-торум “Калтась мать-небо”) - Верховная богиня-мать. В этом образе реализуются такие темы архаичной мифологии, как милосердие и сострадание, опека и поддержка.
В представлениях манси Калтась - жена или сестра верховного бога Нуми-торума. Иногда указывается, что Йоли-торум-сянь принадлежала инициатива в сотворении мира. У Калтась есть две сестры: Хотал-эква - богиня солнца и Най Эква - богиня огня.
Отождествление данной мансийской богини (Куальтыссан-торум в старых источниках) с легендарным идолом “Золотая баба” стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета сорни “золотая”, прилагаемого к ее имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей.
Первоначальное значение имени богини у манси Калтась – «пробуждающая,
рождающая, создающая». Она оказывает помощь беременным женщинам и роженицам. От
неё зависит, от кого из умерших старших родственников новорожденный получит
душу.
Одно из имен богини материнства — Ар-хотым-ими — «Многих-домов женщина». Тех
«домов», которые называются потлам-хот — «темное вместилище (дом)». Это женское
чрево. У обских угров существует обряд камлания в «темном доме» (турманкол). Он
проводится при крайне тяжелом состоянии роженицы, когда нижний дух (тэнайн куль)
требует ее себе в жертву. Шаман камлает ночью в совершенной темноте. Трудно
ошибиться в распознании места, где символически происходит темное камлание.
Еще одно имя богини — Ом-сунг-ими (Сидящая мать-дух). Ее «сидение»
соотносится с позой роженицы, стоящей на коленях и опирающейся на руки. В этом
положении она — богиня Земли, жена Торума. Иногда в угорских преданиях сонм
Матерей Земли увеличивается, и вот уже появляется богиня Мых-пугос-анки
(Земли-пуповины мать), у которой есть муж Мых-кон-ики («Земли князь-старик») и
дочь Мых-анки («Земли мать»).
Таким образом, в образе Калтась совмещаются черты Матери-земли,
Жизнеподательницы и фратриального предка.
«Земляной» представляется Калтась в образе белой зайчихи. В мансийских
легендах заячьи шкурки, из которых сделана обувь менква, громким криком
предупреждают Эква-пырися («Женщины сынка») о грозящей опасности. Мотив «зайца»
— излюбленный орнамент женских вещей: черпаков, рукояток женских весел, крюков.
Не случайно и в родильном обряде одеяльце для первой люльки шьется из шкурки
зайца.
«Земно-водным» образом Анки (Калтась) является лягушка. Богиня-лягушка
Нярас-най («Болотная Великая женщина») или Лус-Халь-эква («Между кочками живущая
женщина») считается родоначальницей одной из угорских фратрий. Как и Калтась в
облике зайчихи, Анки-лягушка участвует в обрядности родин: у восточных хантов
повитуха при родах держит платок с вышитой на нем бисером лягушкой.
«Небесно-водной» ипостасью богини материнства выступает гусь или лебедь. Из
лебединой шкурки шьется одеяльце для новорожденного. Сочетание лебедя и зайца
как воплощений Сянь (Калтась), вполне объяснимо чередованием времен года: зимой
богиня надевает заячий наряд, летом — лебединый (при этом сохраняя свой
священный белый, березовый цвет).
Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре - красивая молодая женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, “они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет”. В песне манси говорится, что по одной из кос Калтась “поднимается живой соболь, по другой спускается бобр”. Косы богини, спускающиеся с небес до земли, могут быть уподоблены “железной цепи”, на которой Нуми-торум спускает и поднимает на небо персонажей мансийской мифологии. В мифологии манси коса божества (как женская, так и мужская) - олицетворение устойчивой связи между разными сферами мира. Материализацией подобных представлений были накосные металлические украшения, среди которых встречаются фигурки птиц (ворона, ястреб, тетерев).
Богиня-мать ассоциируется с сакральным верхом, той сферой, что санкционирует появление новой жизни на земле. В то же время, Калтась устойчиво связывается и с землей. “Нижнего мира мать”, “Земная мать” - это устойчивые эпитеты Калтась. В мифологии манси известен мотив низвержения Калтась с неба ее божественным супругом. Опущенная на землю богиня поселяется в горе, что отражено в одном из ее локальных имен: “Вершины реки Сакв горная Женщина”.
Калтась - типичный персонаж женских культовых мест манси.
В мифологии манси часто говорится о способности Калтась превращаться в зайчиху, известный эпитет Калтась - “покровительница, в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать”.
Другая ипостась богини-матери - птица. В сказании о сотворении мира говорится, что за домом Нуми-торума и Калтась растет златолистая береза:
На златолистую, златоверхую березу
Златокрылых, златохвостых
Семь кукушек садятся…
Семь ночей поют,
Семь дней поют…
По всей земле живущие
Люди благодаря их силе
По сей день существуют.
Калтась часто опускается с неба в образе гусыни. Священным деревом Калтась считается береза. Связь Калтась и березы (как дерева, у которого совершаются ей жертвоприношения), отражена в песне-призывании, обращенной к богине-матери:
Из одного основания семи берез,
Семи берез в основании
Рогатых животных в жертву принесения место,
С копытами животных в жертву принесения место,
Там обитает…
На спину животного, спину имеющего, она опускается,
В хорошем облике золотой гусыни опускается…
Идущих облаков высоты достигает,
Бегущих облаков высоты достигает.
В этой песне, имеющей архаичную мифологическую подоплеку, Калтась призывают прийти и оставить “силу для будущих сыновей и дочерей, одарить людей удачей в промысле”. Ее обитание у корней се-ми берез, растущих из одного основания - это традиционная локализация персонажей, связанных с функцией воспроизводства жизни.
Литература: Айхенвальд, Петрухин, Хелимский, 1982; Гемуев, 1990 а; Гему-ев, Сагалаев, 1986; Гондатти, 1888; Источники..., 1987; Ромбандеева, 1993; Соколо-ва, 1971; Чернецов, 1947; Чернецов, 1959; Kannisto, 1958; Кarjalainen, 1922; Kar-jalainen, 1927; Munkacsi, 1892-1902; Munkacsi, 1892
А.М. Сагалаев
Добавлено позже:На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней кинооператору М. За-платкину, снимавшему кинокартину о каменных идолах Мань-Пупу-Нера, проводник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос».
http://www.trp.su/interesting/41/74/