Пауль (соседская, сельская община) и патронимия. Рассматривая реалии XVII - нач. XVIII вв., справедливо вести речь о “селении из одного дома” (большинство паулей состояло из одной или двух-трех близкородственных семей). В соответствии с этим святилище замыкалось на минимальную ячейку социума. Возникновение более или менее крупных паулей порождало необходимость создания святилищ соответствующего ранга, ибо люди не могут жить в пространстве, лишенном признаков, принципов и ориентиров, утвердившихся в общественном сознании.
На уровне пауля модель мира реализовывалась в основном с помощью общесельского святилища, которое находилось не слишком далеко от жилищ, но в труднодоступном месте. Территорию, которой непосредственно “владеет” дух-покровитель, манси называли ялпынг-ма “святая земля”. “Там нельзя охотиться, рыбу ловить, ягоду брать , деревья рубить, босиком ходить, костер жечь”.
Центром священной территории являлась площадка, на кедровом “острове” (возвышенности посреди болота), где находились культовые сооружения. Это место называлось пурлахтын-ма . Здесь совершились кровавые и бескровные жертвоприношения. На периферии священной территории, как бы обозначая ее границы, находился ялпынг-рось “священный песок”. На этот берег не могли ступать женщины. В случае необходимости миновать ялпынг-рось они шли прямо по воде.
Структурообразующими элементами святилищ данного рода, как правило, являлись: ура-сумьях (амбарчик) с изображением духа-покровителя и его супруги; кострище; деревья, к которым привязывали приклады и вешали черепа жертвенных животных и медведя; в ряде случаев - деревянные изваяния персонажей, сопутствующих главному изображению.
Культовое место поселка посещалось исключительно мужским его населением. Мужчина из других селений мог попасть на поселковое святилище, только будучи приглашенным. Однако с течением времени ограничения ослабевали. На культовое место уже могли приглашаться свойственники по линии дочерей и сестер.
Наряду с общесельскими святилищами существовали “фамильные”, по существу, патронимические культовые места (также мужские), оформлявшиеся по тем же принципам, что и святилища паулей. Наблюдения убеждают в том, что отсутствовала непереходимая грань между святилищем семьи, патронимии и пауля, который впрочем и сам обязан своим появлением постепенно сошедшей на нет патронимии.