Меньше года назад, в декабре 1961 года здесь стоял наземный отряд геофизиков партии А.А. Латыпова и произошла трагедия - погибла повариха отряда, женщина средних лет. Как рассказал очевидец - Коля Огнев, у них кончались продукты, вертолёта не было, и пришёл самолёт АН-2 для сброса. Предварительной договорённости о мерах безопасности между участниками операции, видимо, не было. Повариха вышла из избушки, стала наблюдать за сбросом и что-то недоглядела. В один из моментов летевшая сверху мороженая свиная туша ударилась прямо в угол рубленого венца избушки и выбила кусок дерева из чашки бревна. Этот кусок попал ей прямо в висок и убил наповал. После этого её положили в снежный сугроб и ещё присыпали снегом. Сообщили на базу партии о случившемся. Оттуда, видимо, ещё куда-то. Никто на расследование не приезжал, и позднее прислали оленью упряжку и вывезли тело в г.Ивдель для похорон. Это был как раз период, когда партия из Салехарда уже ушла, а в Саранпауль ещё не пришла - безвластие. Поэтому никто даже не был наказан и человека "списали". Место скола на углу избушки было хорошо видно и сегодня. И вообще такие истории, даже произошедшие год назад, не прибавляют оптимизма при ночёвке в таких забытых Богом местах.
Добавлено позже:
Однажды Васильевы мне сказали, что на одной из баз уральских геологов брошен старый токарный станок - тогда это был большой дефицит. Я связался с экспедицией, и мне прислали тракториста для поездки туда. Тракторист оказался Огнев Коля - плотный рыжий малый, заядлый картёжник, которого я знал и в Саранпауле. Был это почти местный кадр из кооперации. Одно время он возглавлял участок в п.Хурумпауль по выжиганию негашёной извести из известнякового камня, и довёл её себестоимость до двойной цены сахарного песка. Справедливости ради надо отметить, что это была не только его "заслуга" - зимой иногда камень приходилось возить на оленьих нартах за 150 км.
Вечерами он садился играть со мной в карты - вечером делать там было абсолютно нечего. При свете керосиновой лампы мы играли в преферанс, покер, очко. Он всегда пытался выиграть, так как точно знал, что я всегда отдам проигрыш. Однако в конце концов он проиграл мне очень большую сумму, и несколько лет потом обещал отдать, но так и не отдал. Но это так, к слову.Хочу добавить ещё один интересный факт его биографии. Оказалось, что Коля был одним из последних людей, провожавших на маршрут группу туристов-лыжников из Уральского политехнического института под руководством Игоря Дятлова, и трагически погибшей в феврале 1959 года у подножия г.Отортен на Северном Урале. Есть хорошего качества фотография всей группы туристов на фоне жилого барака лесорубов в тайге, где на лестнице барака стоят все провожающие их лесорубы, и среди них Коля Огнев с большой рыжей бородой - я его сразу узнал, хотя в Саранпауле её у него не было.Мы долго жили в Толье, много было всяких разговоров, но не помню, чтобы он мне рассказал что-либо про эту последнюю встречу с туристами.
Дня через два он подготовил один из тракторов С-100 и мы поехали с ним к станку. Был конец октября, кругом ещё стояли лужи на дороге и было относительно тепло. Так как по дороге уже несколько лет трактора не ходили, то она подсохла, кое-где заросла и трактор шёл неплохо. Где-то через 7 км. дороги, и за полкилометра до цели надо было пересечь небольшой ручей. Но не доходя метров 50 до воды одна из гусениц пробуксовала на повороте, сорвала крепкий слой дерна и трактор сразу огруз на правую сторону. После этого и левая гусеница начала тонуть, и машина прочно села на задний мост и картер двигателя. Место было топкое и болотистое. Видимо, трактора ходили другим путём, который мы не увидели. Если бы Коля был опытным трактористом, то он бы сразу подвязал сзади поперёк гусениц брёвна и трактор можно было бы сразу вытащить назад - или главным двигателем, или пусковым, или крутить вручную рукоятку пускового. А он начал дёргаться, и трактор сел окончательно. Сказал, что пригоним второй и выдернем первый. Я тогда даже не представлял себе, насколько сложны подобные операции по вызволению техники из болотистых мест.
На другой день подготовили другой трактор, взяли буксирный трос и выехали к первому. Выпал первый снежок и ударил лёгкий морозец до -10. Подъехали и зацепили тросом застрявшую машину, запустив перед этим её двигатель. Коля сел за буксир, а я за рычаги первого. Выезжать обеим приходилось задним ходом - спереди подъезда не было. Включил задний ход своей машины, и Коля одновременно натянул буксир - гусеницы моего трактора свободно вращались в няше, и усилия второго трактора не хватало, чтобы подтащить мою машину к твёрдой почве. Через малое время гусеницы Колиного трактора забуксовали тоже, и его перед провалился в няшу. Отцепили буксирный трос и попытались выехать назад, но не тут то было - гусеницы тоже свободно вращались, а трактор погружался. На этот раз нам хватило ума не крутить больше гусеницы и оставить второй трактор почти наверху со слегка погружённым передом. Уже темнело и надо было двигаться назад в посёлок пешком. Перед этим посмотрели токарный станок, до которого немного не доехали. Это была совсем древняя конструкция самого начала 30-х годов по прозвищу "Лохматка". Одет я был достаточно тепло- меховой кожаный костюм и собачьи унты. Обратная дорога пешком на 7 км. в таком одеянии - и к концу пути уже мне небо казалось "с овчинку" - настолько я устал и еле двигал ногами. Однако ж не это было главное. Проблему тракторов мы должны были решать сами, т.к. помощи ждать было неоткуда - кругом тайга, и медведь - хозяин. Никакого транспорта в Толье больше не было, да и не могло до зимы подойти. А тут в конце октября неожиданно ударила оттепель и пошли дожди. Такая погодка длилась около 10 дней и где-то 9 ноября сразу ударили крепкие морозы, и всё схватило ледяным панцирем. Хорошо ещё, что дня через три насыпало около 10 см. снега и немного потеплело.