когнитивные искажения - это врожденные ошибки в нашем мышлении, которые могут искажать
наше восприятие реальности и влиять на наше суждение, эти искажения мы способны фиксировать,
но исправить их не представляется возможным.
якорный эффект - это когнитивное искажение, которое происходит, когда человек слишком
сильно полагается на первую полученную им информацию при последующих решениях.
эвристический эффект доступности - это склонность человека судить о вероятности чего-либо,
опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений.
эффект стада - раскрывает тенденцию людей следовать за действиями или мнениями других,
особенно если они воспринимают эти действия/мнения как широко распространенные или популярные.
подтверждение гипотезы - может заставить исследователей искать и интерпретировать
информацию, которая подтверждает их заранее выдвинутые идеи или гипотезы, игнорируя или
пренебрегая информацией, которая противоречит им.
эффект кадрирования - это про то, как представление информации может повлиять на процесс
принятия решений индивидуального пользователя, если исследователь формулирует вопросы, сценарии
и варианты исследования таким образом, чтобы привести к предвзятости ответов участников - это
может привести к ошибочным выводам о предпочтениях и поведении.
эффект владения - это когнитивное искажение, при котором люди придают большую ценность
чему-то просто потому, что владеют этим или имеют к нему отношение.
правило пика-конца - это когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди оценивают
опыт на основе наиболее интенсивных (пиковых) и конечных моментов, а не на основе общей
продолжительности опыта, это может ограничить глубину и широту собранных данных.
эффект фокусировки - когнитивный эффект, который относится к тенденции людей переоценивать
важность изолированной информации при принятии решений, люди склонны переоценивать влияние
одного фактора, не учитывая другие факторы, которые также важны.
эффект ореола - относится к тенденции людей формировать общее впечатление об объекте
или человеке на основе одного качества и предполагать, что это качество относится ко всем
аспектам объекта или человека.
предвзятость недавнего опыта - относится к тенденции людей придавать большее значение
информации, которую они получили недавно, по сравнению с информацией, полученной ранее.
эффект форсайта - также известный как «я всё это знал заранее», относится к тенденции людей
верить, что они точно предсказали результат после того, как событие произошло.
иллюзия превосходства или "выше среднего" - это когнитивный эксперимент, который заключается
в том, что люди переоценивают свои способности или производительность по сравнению с другими.
искажение ингруппы - относится к тенденции отдавать предпочтение и приоритет своей
собственной группе или ингруппе перед другими.
искажение взаимности - относится к тенденции людей чувствовать себя обязанными возместить
другим, кто им помогал или кто проявлял к ним доброту или щедрость.
искажение авторитета - относится к тенденции людей прислушиваться к мнению признанных ими
экспертов, авторитетных фигур или символам власти, даже если предоставляемая ими информация
не является точной или не относится к делу.
индуктивное мышление - говорит о тенденции делать выводы на основе ограниченной информации.
эффект Даннинга-Крюгера - это психологический феномен, при котором люди с низкими
способностями в определенной области переоценивают свои способности и качество своей деятельности,
напротив, люди с высокими способностями склонны недооценивать свои способности.
эффект сиюминутности - происходит, когда люди придают непропорциональное значение
информации, которая наиболее заметна или видна в их окружении, такой как информация, которая
является новой, неожиданной или заметной для другого окружения.
предубеждение рассказов - или эффект — тенденция людей быть более влиятельными на информацию,
представленную в формате рассказа или истории. {привет тягомотным манипулятивным роликам}
предвзятость социальной идентичности - относится к тенденции отдавать приоритет информации,
мнениям и поведению, которые соответствуют их социальной идентичности или членству в группе.
подробнее:
Тёмная сторона исследований пользователей:
как когнитивные искажения портят результаты / Хабр
https://habr.com/ru/post/725488/