Сыны Божьи и дочери человеческие. Что означают эти слова из Библии?
https://zen.yandex.ru/media/id/5d4aa9406c300400ae437955/syny-boji-i-docheri-chelovecheskie-chto-oznachaiut-eti-slova-iz-biblii-5fd63e5c5a2c8e1f2c7011cfВсякий, кто читал Библию, помнит эти строки:
Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны.
Так начинается 6 глава книги Бытия. Дети сынов Божьих названы исполинами, а срок дням их определён 120 лет. Исполины и сами сыны Божьи жили в одно время с Ноем, пока воды Всемирного потопа не смыли прежний мир, погрязший в грехе. Мысли и чувства их были злом, вся жизнь их оказалась развращённой в самой великой степени. Почему же эти грешники названы сынами Божьими?
Некоторые иудейские раввины считали, что речь идёт о древних князьях, которые брали в жёны девиц из низших сословий. В христианстве же существовало два наиболее распространённых объяснения этой загадки. Часть иудейских толкователей, а также некоторые христиане: Иустин Философ, Ириней, Афиногор, Климент Александрийский считали, что речь идёт не о людях, а об ангелах. Знаменитый еврейский историк и полководец Иосиф Флавий, живший в I веке, писал в своей книге "Иудейские древности":
"Много ангелов вступило в связь с женщинами, и от этого пошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу, и потому презиравших всё хорошее".
Сторонники этой версии ссылаются на апокрифы, то есть книги, не вошедшие в число канонических. В одной из них, "Книге Еноха", также говорится об ангелах, привлечённых на землю красотой земных женщин. Автор "Книги Еноха" пишет:
"Женщины родили гигантов, и таким образом вся земля наполнилась кровью и нечестием".
Христианский мученик, один из первых богословов, Иустин Философ, также не сомневался, что речь идёт об ангелах. Богослов II века, святой Ириней Лионский, почитаемый и православной, и католической церквями, писал о Божьем гневе:
"И во дни Ноя Он справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними".
В оригинальном тексте исполины именуются словом "нифилим", что в переводе с еврейского означает "разрушать" "ниспровергать", " развращать". Казалось бы, всё ясно: сыны Божьи—падшие ангелы, а их дети от земных женщин—великаны огромного роста и силы, погрязшие в грехе. Однако, более поздние христианские мыслители отвергли версию об ангелах. Вот как категорично и эмоционально пишет об этом святитель Иоанн Златоуст:
"Не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с жёнами? Писание имеет обычай и людей называть сынами Божьими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его Еноса, то его потомки с Божественном писании названы сынами Божьими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков, а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа от Каина, и от него вели свой род".
Версию о том, что сыны Божьи—потомки благочестивого Сифа, а дочери человеческие—потомки его брата Каина, предложил во Il веке христианский историк Юлий Африкан. Позже её поддержали такие авторитеты, как Иоанн Златоуст, и преподобный Ефрем Сирин. Исполины, согласно этой точке зрения, вовсе не потомки сверхъестественных существ, а просто могучие люди, и 120 лет не возраст их жизни, а время отсрочки перед наказанием, то есть перед всемирным потопом.
Христианские авторы исходили из учения об ангелах, как о бесплотных духах. Ангелы не имеют ни тела, ни пола. Они не могут иметь детей.
Обе версии существуют и поныне. Какая из них правильная? Исследователи священного писания считают, что на этот вопрос нет однозначного ответа. В разные времена одни и те же образы тольковались по-разному. Кто бы нибыли указанные в Библии сыны Божьи, ангелами или людьми, важно другое—пренебрежение Божьих заповедей в угоду низменным страстям неизбежно заканчивается духовной смертью. Именно этому учит нас история о допотопных временах.