Уважаемая Дмитриевская!
odnokam, Цитирую Карпушина: "Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище." Карпушин основывает свое мнение на рассказах, которые слышал работая в этих местах , они подкрепились тем что он видел сам. Не морочьте мне голову и скажите сразу, что Карпушин ошибся и принял съезд оленеводов за религиозный обряд. Если вы не доверяете этому источнику ( видимо вы сами более осведомлены чем он) то так и скажите. Я ему доверяю.
Вы не приводите начало рассуждений Карпушина, а это важно:
"Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы (манси), делали подношения в виде пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть. До сих пор мне памятен случай, который произошел в районе горы Народной – географически это близко к тем местам. Там геологи занимались разработкой горного хрусталя. Помогали им в этом рабочие – расконвоированные зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из таких идолов. Всех их постреляли вогулы.
А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище."
Так что рассказы, которые слышал Карпушин, вовсе не про Хой-Эква. Я вполне доверяю наблюдению Карпушина о скоплении манси в этом месте, но считаю ошибочным его вывод о нахождении в этом месте святилища. Этнограф В.Н. Чернецов, который обследовал верхнюю Лозьву и был в доверительных отношениях с манси, ничего про это святилище не пишет.
В свободное от исполнение религиозных обрядов время манси обитали в поселках-паулях и отдельно селились юртами. Плотность проживающего там некоренного населения была столь ничтожно мала, что наткнуться случайно на святилище вероятность была мизерной. Те же кто по роду деятельности вынужден был посещать многокилометровые безлюдные места, были предупреждены местными, пользовались их услугами как проводников. Пока не начали шастать туристы, инциденты были только с геологами.
Почитайте записки В.Н. Чернецова, который еще в 1925 году посетил верхнюю Лозьву. Уже в то время там были русские охотники, которые без разрешения добывали зверя на охотничьих участках манси. И ничего, никаких инцидентов!
Почему дятловцы устроили нарушение поведения в священном месте? Да потому же что и остальные чужаки до них. Или вы считаете, что женщина-геолог, которую убили со слов Проданова за нахождение в священном месте, была менее сознательной по-советски чем студенты ? Типичный этно-культурный конфликт.
Есть хоть один достоверный факт, что манси кого-то убили из-за "нарушения поведения в священном месте"?
Вот вы и ответили на свой вопрос. почему дятловцы не вернулись обратно сразу. Видимо захотели чтобы им зачли маршрут. Рассуждать можно сколь угодно, но по факту они не вернулись и продолжали маршрут, правда меняя его, решив не идти в радиалку, а срезать верхами к Отортену.
Как это "не идти в радиалку"? Не вернуться к лабазу??
odnokam, на сайте полно других версий, если вас не устраивает эта и вы хотите найти брешь в моих построениях (стараетесь совершенно зря) , то я вас переубеждать не буду, у меня достаточно единомышленников Если вы все таки не поленитесь прочитать тему целиком ,то возможно найдете ответы на вопросы, которые до вас задавали другие оппоненты, чтоб не отнимать лишнее время.
Вот это правда - нет смысла разбираться в Ваших построениях. Они основаны на одном ошибочном рассуждении уважаемого, но уже очень пожилого человека. Нет никаких оснований думать, что "дятловцы" и манси сделали друг другу что-либо плохое.