К вопросу о возможности осквернения священного места срубленным на дрова идолом (как утверждает господин Дягтерев). Понятно, что это высосанная неизвестно из чего "сенсация". До такого никто еще не додумался, что комсомольцы не в праведном атеистическом гневе, а утилитарно на дрова рубят идола в священном месте манси, затем волокут его на себе до лабаза и там бросают . (Манси, разумеется, его никуда потом не возвращают и так до весны он там и валяется поруганный ногами поисковиков)
Так вот к вопросу об атеизме и религиозной политике в отношении северных народов. Конечно же Дятловцы ничего не рубили. Господин Дегтярев, совершенно , видимо не в курсе, что священных мест с рубленными идолами у манси почти не было (только очень старые), они сохранились преимущественно у хантов. У манси священные места были в виде поляны с высоким кедром или лиственницей или со священными лабазами разных размеров, включая маленькие амбарчики.
Задача власти была не в том чтобы руками русских громить святыни северян. На подобном обожглись начиная с христианских миссионеров. Задача была в том, чтобы руками самих манси уничтожить это. Поэтому детей забирали в интернаты отбирая у родителей под предлогом образования, а на самом деле отрывая о традиционного образа жизни, который включал в себя неизбежное поклонение языческому культу. И именно воспитав нового человека с новым сознанием, они расчитывали уничтожить и веру. У Шесталова есть некий выдуманный им эпизод как этот "новый человек" рабочий-нефтяник манси валит священную лиственницу. Это тот прообраз который должен быть воспитан властью. Аналогично, в 60-е гг уничтожались православные храмы, руками самих прихожан, так называемым советом общины, двадцадки, которые выносили постановление сами, что приход слишком мал, не востребован населением и должен быть закрыт, а далее выносилось решение городскими или сельскими властями о сносе самого храма . Все это делалось самими гражданами, никто ничего не громил как в 30-е гг в порыве отрицания.