Я тута недавноть поясняла, почему именно Бизяеву. Бизяев в том числе контролировал проживание бывших сидельцев Ивдельлага. Это всегда дела большей секретности.
https://taina.li/forum/index.php?topic=2135.msg1149675#msg1149675
Поручение касалось не бывших сидельцев, а манси. Майя в " Чисто мансийском убийстве" сделала исчерпывающий анализ подоплеки появления данного документа и здесь я от себя ничего писать не буду
"По дате составления видно, что поручение зам.облпрокурора появилось в тот момент, когда следствие активно принялось разрабатывать "мансийский след".
Что подразумевалось под спецделами в 1959 году?
Так называемые "спецдела" возбуждались по "контрреволюционной" 58 статье УК РСФСР. Также это были дела по национальному вопросу. Дела, возбуждаемые по статьям, содержащим обвинения против порядка управления, контрреволюция, шпионаж, агитация, заговор с целью свержения, пережитки родового строя.
Резонанс, как мы видим, был довольно таки сильным, если делом о смерти туристов заинтересовался облпрокурор по спецделам.
Не могу не привести анализ этого документа, сделанный А.Ракитиным:
"Причина появления данного поручения любопытна - она связана с тем, что правоохранительным органам стала известна довольно необычная информация, о чём Ахмин и сообщил в первом же пункте документа: "Председатель Бурмантовского поселкового совета Макрушин распространяет слух о том, что манси Бахтияров Павел Григорьевич видел, как туристы падали с горы и рассказывал об этом другим манси ещё 17/II-59 г.". Т.е. мы видим явное указание на подозрительную осведомлённость местных манси об обстоятельствах гибели каких-то туристов. Правда, говорится об этом с некоторыми оговорками, видимо, источник внушал заместителю областного прокурора некоторые сомнения. - Иванов к тому моменту уже побывал на перевале, провёл опознание доставленных в ивдельский аэропорт вещей погибшей группы и как известно из воспоминаний поисковиков, в то время однозначно придерживался криминальной версии событий. Поэтому информация Макрушина о подозрительных разговорах манси была на редкость своевременна - следствие получало очень хороших подозреваемых. Кроме того, как нам теперь известно, тогда же вёл разговоры о причастности местных манси к гибели туристов и секретарь ивдельского горкома КПСС Проданов, вещавший о молельных камнях и мансийских священных землях, а также об утоплении фанатичными мансийскими шаманами женщины-геолога лет 30 тому назад.
Но вот тут начинались нюансы, о которых заместитель облпрокурора по спецделам был осведомлён лучше других. Одно дело - обвинить манси в убийстве с целью грабежа или сокрытия факта грабежа, и совсем другое - в убийстве из побуждений религиозного фанатизма.
Именно так советская юридическая наука предельно обще именовала т.н. ритуальные преступления. Обвинения, так или иначе связанные с религиозными убеждениями, напрямую относились к т.н. 'специальным делам' и всегда вызывали крайне болезненную реакцию советских правоохранителей. Прежде всего потому, что затрагивали фундаментальные проблемы религиозной веры и идеологии и тем самым являлись вызовом коммунистической доктрине. Скрытым вызовом или явным было даже и неважно, главное заключалось в том, что человек позиционировал себя как личность, противостоящую господствовавшей в обществе атеистической доктрине КПСС. Поэтому одно дело было разоблачить банду грабителей и убийц и совсем другое - секту религиозных фанатиков.
Ахмин как никто другой понимал, что последнее грозит придать всему расследованию политический оттенок и привлечь к происходившему на северном Урале внимание ЦК КПСС. А это могло быть не очень хорошо для всех. Никита Сергеевич Хрущов уже пообещал показать всем советским людям последнего попа, а тут вдруг выясняется, что мансийский народ настолько архаичен и отстал, что до сих пор не преодолел пережитки родового строя! Это ж какой скандал! В ЦК КПСС не без оснований могут задаться вопросом: неужели свердловский обком партии настолько плохо ведёт атеистическое воспитание трудящихся, что отсталые манси до сих пор ходят куда-то там в священные земли на поклон каким-то там молельным камням?!
Ахмин рассказал Иванову об имеющейся информации относительно подозрительных разговоров манси. А после этого кратенько предложил подумать, должна ли областная прокуратура влезать в такое мутное дело, как групповое убийство на почве религиозного фанатизма?
Не лучше ли будет дистанцироваться от расследования, предоставив прокурору Темпалову самому собирать все шишки? Вполне обоснованный вопрос для крупного чиновника, озабоченного вопросом собственного самосохранения."
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml