согласен с Вами... приводить сказки про белого бычка... пардон про белую лошадь... в качестве доказательства причастности мирных и добрых манси к гибели дятловцев- это верх абсурда
Пожалуй, дальнейшая дискуссия в Вами бессмысленна.
Добавлено позже:bestiarys, поискала так бегло, не нашла пока про веревку. Посмотрите, я выкладывала выше ссылку на фильм Андрея Головнева "Путь к святилищу" Может там называют ее. Мне показалось, что это обычная веревка, так как на пути жертву приносят три раза. То, что арсын из белой ткани повязывают , это все таки другое.
Источник тот же : Выходные данные: Орлов В.Б. Вогульский героический эпос в художественно-литературной (русскоязычной) интерпретации / В.Б. Орлов. - Шадринск: Дом печати, 2014. - 272 С. ил.
http://orlovvadim.ru/knigi/vogulskii-epos.pdf Нашла о чем речь. Это немножко не то, что я думала:
"Тынзян - ременной (из оленей кожи) аркан до 30 метров длинной, с помощью которого ловят в стаде нужного оленя." (С.309)
Тынзян в книге упоминается многократно, в основном как способ связывания потенциальных жертв для жертвоприношения, причем именно несколько жертв одной веревкой. В идеале семь жертв связанных одним тынзяном. Прямо как идеальная формула жертвоприношения, а еще точнее семь самцов-оленей связанных одним тынзяном.
Если вернуться к тексту злоключений в детстве Мир-Сунсэ-Хума, то тынзян там всплывает трижды: при мерно в одном качестве:
"... тынзян крепкий, тридцатисаженный, как узду конскую, на шею мальчика накинули. Из саней втолкнули, а другой конец тынзяна к нартам привязали. И вот он на тынзяне волочится. То в одну сторону дороги его занесет, то в другую. Барахтается в снегу бедняжка, будто глухарь пестрый." (С.86) Сюжет повторяется трижды. Каждый раз тынзян весит на шее.
Если учесть, что это древнее сакральное повествование об обретении силы божеством, то наводит на определенные мысли.
По остальному:
На всех 272 страницах никто никого ни разу не топил, хотя вода упоминается постоянно и убиения тоже. Поэтому предположение, что когда речь идет о доске зырянской лодки, то речь именно идет о доске, тем более, что лодки килевые. Конечно, если бы фраза была построена "под килем зырянской лодки" или " под доской с зырянской лодки", то все вообще было бы однозначно, но что есть, то и имеем. Пока условно доской можно пользоваться как атрибутом для жертвоприношения.