Литературное понятие "трикстер" берет свое начало из индейской мифологии, племен, объединявших себя названием "nehiyawak", этноса, именуемого европейцами как "Кри". Основное место расселение этих племен - Север США и Канада (от Британской Колумбии до Гудзона). В частности, один из штатов Канады, имеющий индейское название - Сасквачеван (Saskatchewan)(по названию реки kisiskāciwani-sīpiy «быстрая речка») созвучен с "человеком лесов", сасквотчем (Sasquatch), известным среди всех индейцев этого региона (в языках сэлишской группы Salishan - "дикарь"). Могло ли названию реки послужить обозначение тарритории обитавших, например, у ее истоков сасквотчей? Является ли общепринятый перевод действительно единственно истиным?
Немного о сасквотчах. Остман спрашивал индейского проводника, какое животное он называет словом сасквач. Тот ответил: “Они покрыты волосами по всему телу, но они не животные. Они ¾ люди. Большие люди, живущие в горах”. Восприятие их индейскими племенами было двояко: с одной стороны, в их представлениях об этих существах выделяется совершенно определенный тип поведения - подражание человеку, с другой стороны - независимость от общечеловеческих канонов, образа жизни, отсутствие полноценного языкового общения, близость к животным - создает образ священного полу-зверя полу-бога. При этом, нисколько не отрицается их материальность - существа имеют гендерное разделение, они смертны, они имеют свои территории.
"Хейока - божество грома в мифах сиу и дакота, покровитель охоты. Радостный Xейока обильно проливает слезы, удручённый - смеётся; зной действует на него, как стужа, и наоборот. Все, кто видел во сне культ Хейока, или Грома, должны были пройти особые церемонии, иначе на них обрушатся несчастья. О Хейока иногда говорят как о клоунах или сумасшедших, так как они часто делают вещи, противоположные естественному или ожидаемому."
Естесственно, что такое двоякое отношение к природе сасквотчей кроме традиционно священного понятия хозяина лесов, имеет выражение и в можно сказать, сатирическом фольклоре. Индейцы, наделяющие сасквотчей мистической силой одновременно высмеивают некоторые насущные черты, имеющие отношения к житейским, бытовым вещам.
То, как Википелией характеризуется мифологический образ существ, наделенных комическими чертами, именуемыми понятием "трискер": "Т. - архетип в мифологии, фольклоре и религии - «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» - божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. Трикстер - ум без чувства ответственности. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.
Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно, но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции."
К сожалению, в более поздних источниках фольклора первообраз антропоморфного героя был смешан со всеми животными региона, когда кроликам и кайотам приписывались человеческие черты. Такое размытие понятия может быть объяснено с одной стороны - пропусканием местного фольклора через "мясорубку" восприятия переселенцев с Востока, европейцев, незнакомых до определенного периода с сасквотчами в реальной жизни, с другой - покиданием населенных регионов общинами сасквотчей всвязи с тем же европейским заселением (истребление бизонов), поиском С. новой кормовой базы. Отсутствие наблюдений в следующих поколениях индейцев привело к замене образа антропоморфного антигероя известными им животными, наподобии европейских басен.