Статья Е.М. Главацкой и А.В.Беспокойного "Православие и традиционная религиозность манси в конце 19-начале 20 вв: перекрестки культурного взаимодействия" по ссылке уважаемого odnokam от 07.08.18г.Статью прочла с удовольствием.Информации много и самой разноплановой. Что мне показалось важным - в конце 19 века после 200 лет усилий православных миссионеров появились "верующие старики", которые вполне осмысленно соблюдали церковные установления. В общей же массе было двоеверие с жертвами Шайтану и с принесением в жертву Иисусу Христу, Николаю Мирликийскому и Пречистой Богородице лошадей и с иконами, перепачканными жертвенной пищей. Но во время первой мировой войны и в течение всего 20 века "... православная колонизация почти на целый век остановилась и православие отступило на позиции, завоеванные к середине 19 века".
Так что язычество было для манси привычным на протяжении веков, таковым и осталось, как боялись духов и шаманов, так и продолжали бояться больше, чем советскую власть.
Не менее интересная статья Е.В. Перевалова "ИВДЕЛЬСКИЕ МАНСИ: ПРАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ"
"Большая часть мансийского населения области расселена на территории Ивдельского городского округа, на 1 января 2011 г. его численность составила 153 чел. Из них только 86 манси проживают на стойбищах и придерживаются традиционного образа жизни: юрта Пакина (Пома) - 4 семьи, юрта Пакина (Верхняя Плотина) - 2, Ушма и Тресколье (юрты Анямовы) - 12, юрта Бахтиярова (Восточная база) - 1, юрта Бахтия-рова (Ангуг) - 2, Тохта - 1, Лепля (Суеват-пауль) - 4, юрты Куриковы I - 2 и Курико-вы II - 2, юрты Хандыбины - 1; остальные расселены в крупных населенных пунктах Бурмантово, Хорпия и городе Ивделе3. К ивдельским ныне относятся фамилии Бахтияров, Анямов, Куриков, Самбиндалов, Хандыбин, Пакин, Тасманов и Дунаев...". " На формирование этнического состава и развитие межэтнического диалога оказало влияние более чем семидесятилетнее существование в уральской тайге Ивдельлага НКВД СССР (образован в 1937 г.). Это отразилось не только на росте общей численности населения и расширении его этнического состава, но и на складывании особой локальной ментальности. В беседе с нами заместитель главы администрации Виктор Цыганов привел расхожую местную поговорку: "Ивдельские национальности - зэка, чека и немножко мансей". ..."До начала 1990-х годов благодаря Ивдельлагу манси р. Лозвы и Пелыма оставались одной из самых изолированных групп обских угров. Появление лагерей и колоний-поселений, ведущих масштабные лесозаготовки, вынуждало коренное население уходить с освоенных территорий, оставляя промысловые угодья, стойбища и капища. Так, в устье священной для лозьвинских манси р. Вижай (манс. Ялпынгья -Священная река) появилось одно из самых больших лагерных подразделений и построен одноименный поселок. Отношения между многочисленным пришлым и малочисленным коренным населением строились на личных связях. Манси привозили для "начальства" продукцию оленеводства и промыслов, получая взамен ГСМ, запчасти к лодочным моторам и снегоходам, помощь в вывозке леса и доставке продуктов на стойбища. Советское строительство с зонно-лагерным окрасом накладывало особый отпечаток на восприятие коренным населением новой власти. И манси, и русские с удовольствием рассказывают о Степане Курикове, по прозвищу Шаман, постоянно носившем темно-синюю форму НКВД и державшем у себя в юртах в Суеват-пауле портрет Сталина, что, однако, не мешало ему совершать шаманские камлания и устраивать языческие жертвоприношения. Партнерско-дружеские отношения складывались у отдельных семей манси и с партиями осваивавших Северный Урал геологов. Эти схемы снабжения-вспомоществования были более устойчивыми и гибкими, чем система государственных факторий и ПОХов, и в какой-то степени подменяли и/или дополняли их. В начале перестройки была ликвидирована значительная часть колоний, переход к рыночной экономике привел к закрытию леспромхозов и свертыванию геологоразведочных работ, расселенные в труднодоступных местах манси оказались отрезаны от мира - дороги, мосты и связь разрушены, снабжение и обслуживание поселений прекращено."
Возможно, это уже звучало в теме манси, но для меня важно то, что на уровне взаимодействия с советскими властями манси никогда ничего лишнего не скажут, их слишком мало и все друг другу известны.А вот общение с геологами и лесодобытчиками были на уровне отдельных семей, это были схемы снабжения и вспомоществования.Так что и у советских специалистов и властей могли быть личные причины скрывать возможную причастность манси к истории дятловцев.
Да и манси едва ли "выдали" бы своих друзей из лесопромышленников и геологов.