Спасибо Никанору за ссылку на труд Шатенштейна. Но он, этот труд, направлен на то же самое - оправдание вотяков, которые невиновны, ясен пень. А вот фактов о последнем дне Матюнина очень мало. А ведь в том, где и с кем нищий встречался утром 5 мая - ключ к разгадке истории. Но кое-что есть. 5 мая утром Матюнин был жив и здоров и напившись чаю в деревне Кузнерка, пошел в деревню Чулья. Он не мог миновать мельницу на реке по дороге и мельник Ф. Щербаков его видел. Этот же мельник утверждал, что смерть Матюнина - дело рук русских. Но этого свидетеля допрашивали очень тенденциозно и то, что ему было известно об убийстве, теперь не узнаешь. Деревни Чулья теперь не существует, как и деревни Анык. А на современной карте можно только примерно представить, какой путь проделал Конон Матюнин в последний день своей жизни.
Добавлено позже:
Постаралась примерно показать, как располагались пункты, в которых был Матюнин. Кузнерка сейчас называется Кизнер. Из села Копки (сейчас, я так понимаю, Старые Копки) он пошел в Кузнерку, а оттуда направился в Чулью. Идти ему было 6.7 км.
Добавлено позже:
Перечитала Короленко. В общем, над нищим продолжалась какая-то непонятная работа уже даже после того, как его видел урядник. Это очень странно.
" 5 мая, часов в девять утра, крестьянская девочка Марфа Головизнина шла пешеходной тропой, пролегающей по лесу, между деревнями Чульей и Аныком. Я был на этой тропе после описанного выше приговора над вотяками. Трудно представить себе место, более угрюмое и мрачное. Кругом ржавая болотина, чахлый и унылый лесок. Узкая тропа, шириной менее человеческого роста, вьется по заросли и болоту. С половины ее настлан короткий бревенник вроде гати, между бревнами нога сразу уходит в топь по колено; кой-где между ними проступают лужи, черные, как деготь, местами ржавые, как кровь. Несколько досок, остатки валежника и козлы из жердей обозначают место, где нашли труп Матюнина и где его караулили соседние крестьяне.
Он лежал поперек, т. е. занял всю тропу, по которой шла Головизнина. Я был на этой тропе, и мне очень трудно представить, чтобы кто бы то ни было, идущий по ней и видящий на своей дороге это ужасное препятствие, мог не заметить среди белого дня, что у лежащего в таком необычном месте человека нет головы. Но девочка этого "не заметила", как она говорит, потому что человек был прикрыт азямом. У нее развязался вдобавок лапоть. Она "подобулась, обошла труп по-за-ногам" и пошла дальше. Пройдя мимо толчеи, постукивающей шагах в двухстах на такой же унылой полянке, она пришла в починок и сказала там о лежащем на тропе человеке.
Назад она пошла опять одна той же тропой, на следующий день, 6 мая. Человек лежал там же, но азям, как говорится в обвинительном акте,-- был кем-то снят. Кто это подходил к трупу в эти сутки и кто снял азям,-- осталось неизвестным, но теперь девочка рассказала в деревне Чулье о том, что у лежащего на тропе человека нет головы. Пришли крестьяне двух деревень и совершенно затоптали следы, так что оказалось невозможным определить, откуда подтащен труп. 7 мая прибыл урядник, который нашел, что на убитом надета котомка, за лямки которой заделан сложенный азям. Итак, безвестная рука, то прикрывавшая, то снимавшая азям --продолжала над мертвым свою работу, даже по прибытии полиции.
9-го прибыл пристав, который записывает новую перемену: уже после урядника кто-то вынул азям из-за котомки, надел его на труп в рукава и опять надел котомку за плечи. При этом и лапти оказались завязаны плохо, как будто их надевали уже на мертвого. Вотяков в это время еще не было. Азям, который девочка видела на трупе, а урядник -- заделанным за лямки, опять надет в рукава, очевидно, уже на мертвого и притом не вотяками. К сожалению, цель этого многократного переодевания найденного на тропе безголового человека совершенно не интересует ни пристава, ни следственные власти, которые обращают исключительное внимание на лапти".