Теперь немного о мотиваци СЧ.
Чем могла быть для него группа и почему он проявил к ней мягко говоря, интерес?
Известно, что до 59 года в этом районе не проводилось военных испытаний, где-то далеко были Ивдельлаг и поселок лесозаготовщиков. Днем изредка, часто в одиночку, здесь проходили лишь мансийские оленеводы и охотники. Если СЧ жил непосредственно в районе Ауспии, Лозьвы, где-нибудь в пещерах, то конечно, если он делал время от времени вылазки, чтобы найти пропитание, он не мог не услышать продвижение по льду реки шумной группы. И очень вероятно, что он их почуял. Запах был не знакомый, не мансийский, были другие продукты, другие вещи, и в конце концов, он почуял девушек, - мансийские женщины в этом районе не ступали почти никогда. За несколько лет до этого на Отортене была одна экспедиция, но где гарантия, что СЧ не видел их и не шел за ними по пятам?
Думается, что основным поводом интереса стали девушки. Известно, что СЛ иногда решаются на похищение девушек, но здесь случай был немного иной. Тут в нем, видя объекты своего интереса в компании мужчин, он мог испытывать тоску, зависть и злобу.
Теперь о времени появления. Известно, что на начало похода пришлись теплые дни. Это время, когда большая часть зимы позади, и зачастую в такую оттепель могла подтаять кое-где вода. Часто в природе такие неожиданные короткие оттепели посреди зииы, заставляют природу проснуться: в более южных широтах даже набухают почки, и немного активизируется весь животный мир, бывали случаи, когда некоторые животные, проводящие зимы в спячке, ненадолго просыпаются. То же могло и выйти со СЧ: тепло он использовал для того, чтобы бродить по тайге в поисках пищи, а подтаившие кое-где водоемы открывали ему доступ к воде (хотя пещеры, которые они выбирают для зимовки, по идее должны содержать источник), растительности вдоль проталин, фауна, которую можно там пойиать.
Группа шумно проводила время, туристы вели себя так, будто в тайге они были одни. Смеялись, ссорились, орали, пели. Продвигались, наверняка местами с хрустом ломая ветки. Ломали и для костра. Справляли нужду. Костер, свет по ночам, дым от печки. Он мог их слышать еще во 2м Северном, мог уже на Ауспии. Наверняка ночью был неподалеку от палатки.
Вполне возможно, что в какой-то момент туристы ощутили наблюдение за собой, а в какой-то момент он дал о себе знать, последнее могло произоти ближе к перевалу.
Как СЧ проявляет себя? Мы знаем, что это валка деревьев где-то на расстоянии от места расположения людей, и, конечно, крики. Крик у СЧ бывает разной "тональности". Он может напоминать скулеж, может походить на визг павианов, может быть свист, может быть подражание речи (или свой собственный говор), очень часто это "металлический" бас. Также, СЧ мог валить деревья. И то, что имело бурное обсуждение в ВО - могло быть следствием одного из проявлений этих звуков, при том, что они его не видели. В связи с этим, в последний день именно в лесу они и не желали ночевать, отдавая предпочтение "хилым" елям, подлеску, а далее - открытому пространству. Само предположение о "СЧ, обитающем в районе г.Отортен", не могло не вызывать у них серьезных опасений, и уж наверняка не могло не повлиять на их планы и действия. "На этом участке лес - опасность. Они не видели вокруг себя на безопасном расстоянии. Некто, находившийся ночью невдалеке от палатки, мог легко подойти и также легко скрыться.
Подтверждение о том, что это был именно лесной человек, а не животное, может быть найдено в его поведении возле палатки на Холотчахле. Туристы были сильно напуганы, они не имели четкого решения о том, что делать в данный момент, это говорит о непредсказуемости, а точнее, неизучености поведения объекта, существа их так напугавшего. В случае с людьми, с другим животным, они бы предприняли действия, характерные для поведения людей с той или иной опасностью. Медведя могли попробовать прогнать, и если он был не разъяренный, это получилось бы. СЧ тоже могли попытаться прогнать, но вероятно, такие действия в той ситуации подвергали их еще большей опасности. Что мог делать дикарь в этот момент, затаиться ли, просто стоять, кричать угрожающе, свистеть, кидать, рвать растяжки - рассматривать пока не будем, но решение туристов в тот момент, если не инстинктивный порыв, было однозначным - уйти. И судя по следам, они двигались непрерывно и не меняли своего решения, они уходили с такой скоростью, с какой им позволяли уйти их босые ноги, темень, ветер, сам характер склона, наддувы, камни. И что нам говорит о том, что в опасности мог усматриваться разум? Никто за ними не последовал. Они безоствновочно шли довольно большое расстояние, но нигде нет следов нападения, разбегания, сильных падений. Зверь, находящийся у палатки, вероятно бросился бы на них где-то на склоне, на открытом месте. Если бы не бросился, а ушел, не имело бы смысла отступать так далеко, с колоссальным риском для жизни, они могли поломаться и замерзнуть насмерть в этой местности. Факт остается фактом: условно говоря "атака" на туристов не носила характер непрерывности, однако, позже она повторилась. Это говорит о том, что мотивация у нападающего была иная, чем у простого животного. Моменты пауз, незаметности и наоборот, пугания, исчезания и появления, и попытка контролировать перемещение групп людей говорят о наборе некоторых разумных действий, не характерных для простого дикого животного.