Из очерка "У вогулов : Очерки и наброски". 1904 год.
Об одной из гор, на которой вогулы совершали жертвоприношенияНа самой ее вершине было два причудливой формы известковых столба. … Эти столбы вероятно и были обоготоворены вогулами. … Я тщательно искал предметов жертвоприношения, но тут даже и признаков не было таких визитов человека…Таким образом, вывод о том, что все жертвенные места манси легко определить по ленточкам, шкуркам и пр. явным признакам, представляется не совсем корректным, поскольку жертвенное место может быть «обоготворено» в силу его природных свойств, «причудливых форм», как указано в рассказе.
Еще об одной из священных гор …выросла большая, покрыта лесом гора. На эту гору никто не смел подниматься из народа под страхом смерти; она была полна разными зверями, и когда божество было в добром духе, оно сгоняло с вершины этой горы зверя вниз, и он расходился по соседним лесам, наполняя страну и давая богатый промысел охотнику. Когда же было мало зверя, вогулы спешили к этой горе, приезжали к старику Сопра и приносили Чохрынь-ойке кровавые жертвы, чтобы умилостивить.
Ни один путник ни один вогул не проезжал мимо священной горы, особенно мимо одного скалистого мыска, чтобы не остановиться и не поклониться какому-то божеству.И т.д. в жертву они приносили оленей, деньги, бросали куски мяса, самые бедные вырывали у себя мех с малиц и крепили его у рядом стоящих деревьев. Самой лучшей жертвой у манси считалась жертва конем.
Забавно в книге написано про идола Чохрынь-ойке. Рассказчик попросил местного шамана показать этого идола. На что шаман долго не соглашался мотивируя разными причинами. Рассказчик предложил шаману спросить у божества, возможно ли рассказчику получить аудиенцию с ним, на что шаман сообщил (после контакта с ним), что божество согласно на аудиенцию при условии предоставления его доверенному лицу – шаману, двух бутылок водки
В целом в книге описаны "дружественные" контакты русских с манси. Контакты отличались теплотой, дружелюбностью и постепенным сближением русских с манси.
Также в книге описывается и дикие нравы вогулов: резать оленей, снимать с них шкуры, пить их свежую кровь, есть сырые мозги, почки, сердце и печень, уши прочие детали было для них обычным делом. Это не была жажда крови. Таков был их мир, таковы были устои.
Вместе с тем они были чрезвычайно суеверные и не посвящали иноземцев в свой мир обычаев и традиций, за исключением случаев, когда между ними зарождалась дружба, возникало доверие. Про такие случаи детально написано в книге.
Запомнился рассказ про серебряную бабу, их - идола. Меньшего аналога Золотой бабы. Как-то один вогул эту серебряную у своих же стащил, да продал ее попу местному в поселении, вообщем выследили его и... "поколитили его старики".
Старик манси в одном из рассказов говорит, что многие манси перестали верить в богов, так как им они не помогают, любого вогула можно споить, - сделает, что хочет, "мало осталось вогула".
Читать интересно, рекомендую. Ссылки давал ранее.
Саша Ветер, если пост не в тему - я его уберу. Я пытаюсь, в рамках темы, собрать про манси наиболее полную картину, притягивать факты к версии намерянно не хочется, ведь у них, как у народа, есть масса интересных и необычных особенностей, поняв которые кто-то может более глубже прочувствовать то, о чем вы здесь писали, либо же, наоборот, прийти к обратному мнению.
Но это все литературные источники. А есть ли у кого-нибудь источники с судебной практикой по уголовным делам в отношении манси за XX век. Очень было бы интересно почитать.