Михаил Веллер: о способах навести порядок в стране, о стрельбе в московской школе и оружейной культуре -
На протяжении последних 12 лет известный писатель Михаил Веллер активно участвует в различных дискуссиях, выступая за легализацию огнестрельного оружия для самообороны. «Живой классик» неоднократно упоминал, что один из принципиальных моментов отличия свободного человека от раба состоит в том, что он имел оружие и защищал свой дом, город, государство. Это были его привилегия, его право, его обязанность, раб же не имел никакого права на сопротивление. Михаил Веллер не отказал в интервью корреспонденту «Вооружен.ру».
– Михаил Иосифович, объясните, почему вы считаете необходимым отменить запрет на оружие?
– Есть два политических способа навести порядок в обществе и обеспечить безопасность граждан. Первый способ сталинский, когда в 1945 году после введения особого закона о борьбе с бандитизмом были перестреляны все бандформирования, и через год в стране стало тихо. Этот способ нам сейчас вряд ли понравится. Есть и второй: любой, кто догоняет девушку с намерением ее изнасиловать, должен знать, что он рискует получить пулю и на этом жизнь его кончится. Все разговоры о том, что оружие – это опасно, исходят от людей, которые привыкли смотреть на жизнь или из власти, или из правоохранительных органов. Любой человек с оружием у нас инстинктивно воспринимается как потенциальный преступник.
– Какие изменения необходимо внести в российское законодательство в случае легализации огнестрельного оружия для гражданской самообороны?
– Нельзя говорить об отмене запрета на оружие, не говоря об изменении уголовного законодательства, о независимости судов, об обязательных судах присяжных, в компетенции которых должен быть разбор тяжких преступлений против личности. Нельзя не говорить о реформе правоохранительных органов. Если ничего этого сделано не будет, а будут только раздавать пистолеты по углам, то это будет очередной шаг бредятины.
– После инцидента в московской школе, когда ученик застрелил педагога и полицейского из ружья своего отца, возникли различные предложения. В частности, депутат Госдумы Ирина Яровая предлагает максимально жестко ограничить распространение оружия в стране, Владимир Жириновский – запретить хранение оружия дома. У вас какое мнение?
– Первое! Работать надо прежде всего с учителями, а не с учениками, потому что у нас ежегодно сотни учеников кончают с собой по причине конфликтов в школе между собой или с учителями. Мне неизвестен ни один случай, когда учителя судили за доведение до самоубийства.
Второе, другой бы ученик, нервновозбудимый, на месте этого мальчика повесился бы сам и ничего бы мы об этом никогда не узнали.
Третье, у нас в год сто тысяч человек молодежи гибнет от наркотиков. Тем не менее много лет только говорится, но ничего с этим не делается. Все произошедшее в школе – повод для абсолютно пустых разговоров и для того, чтобы не позволить иметь населению оружие для самообороны. Государство прежде всего заинтересованно в том, чтобы все граждане были абсолютно управляемыми, а вооруженный человек несравненно более труден в управлении, чем человек безоружный.
- Вы работали в школе учителем русского языка и литературы, пусть и давно. Разве вы не на стороне своих коллег?
– Учитель должен учить и одновременно воспитывать подрастающее поколение. В конфликте между взрослым человеком, получившим специальное педагогическое образование, и семнадцатилетним юношей, доведенным до стрессового состояния, если этот юноша не бандит и не хулиган, виноват всегда учитель. Это означает, что он не пригоден к своей деятельности.
– В связи со стрельбой в московской школе на следующий день после инцидента Владимир Путин заявил, что надо уделять больше внимания культурной образованности детей: приучать их к театру, искусству, литературе. Поможет?
– Гитлер очень любил Вагнера! Вся верхушка Третьего рейха очень любила этого великого немецкого композитора, любила Гёте, великого немецкого писателя, и так далее. Приобщение к шедеврам культуры не делает человека психически более устойчивым. В данном случае культура всегда полезна, но от убийства и самоубийства она еще никого не спасала!
– Трудно повысить свою культуру, когда в нашей стране бутылку водки можно приобрести вдвое дешевле, чем книгу…
– Люди, которые покупают водку за 120 рублей, имеют на нее право, как и люди, покупающие книгу за 300 рублей. Но дело не в том, чтобы снижать цены на книги, хотя это полезно. Это тонкий разговор не только о субсидировании культуры, но и о престиже культуры, о том, что делается в мире с культурой сейчас. Подчеркиваю: к произошедшему в школе трагическому инциденту это не имеет никакого прямого отношения. Мальчик, убивший учителя и полицейского, был как раз мальчиком культурным, читающим, отличником и будущим золотым медалистом.
– Есть ли в России оружейная культура?
– Довольно трудно говорить о культуре оружия там, где оно запрещено. Я полагаю, что в случае изменения законов в сторону нормальных оружейная культура будет такой же, как во всех нормальных государствах. Потому что ни в Эстонии, ни в Молдавии, где законы об оружии нормальные, ничуть не наблюдается всплеска преступности с распадом Советского Союза, но, напротив, эта преступность стала значительно ниже. А вот в России с распадом Советского Союза и с продолжением запрета на оружие преступность стала выше. Из этого можно делать вывод.