Из книги В.А. Мальцева " Дневники экспедиций "
Глава "Переписка с манси"
Письмо от Романа Анямова. Керасколынгья-пауль. Июль.1976 г.:
"Вот ты пишешь: - «В Свердловской области Оусского леспромхоза двое мужиков наткнулись на небольшое бревенчатое строение…» Да, это был клад, как манси наши называют, - «тотма». Но ведь там были только мансийские украшения, кольца, медные браслеты, а человеческих останков нету! Ведь, правда? – И не будет. А это, я скажу тебе Виктор, когда манси стареют - супруги муж и жена и нажитое добро жалко отдавать людям. И они, чуя скорую смерть, уходят в тайгу, уносят все свое «богатство» и делают сруб, где мало людей, где не ступала человеческая нога, и прячут туда все это. Они знают, что все это богатство пригодится им в ином мире.
И вот видимо эти двое наткнулись на этот клад. А у нас манси говорят, что если найдешь «тотма» то надо человеческую жертву принести. Да, да, Виктор. И этот обычай сохранился и по сей день. Они говорят, что надо (человеческую жертву – В.А.М.) русского человека или мальчика из поселка (своровать) похитить и там принести богу в жертвы эту душу. И тогда мол, только ты и смеешь взять то, что нашел."
Вот пример актуального на 1976 год обычая принесения умилостивительной человеческой жертвы , что характерно, для которой необходим русский мужчина или мальчик. Только принесением такой жертвы можно оправдать нарушение табу по разорению семейного хранилища ценностей.
Если не хочешь прогневать богов, то укради иноплеменника, и принеси его.
Что характерно, жертву надо было именно украсть, а не купить или добыть иным способом. Ну а дятловцев и воровать не надо было, они сами нашли священное место, сами взяли ценное и были за это принесены в качестве умилостивительной жертвы.