ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И САКРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ У ОБСКИХ УГРОВ: АНАЛИТИКА И ФАКТЫ
1.Мир есть все то, что имеет место.
1.1.Мир есть совокупность фактов, а не вещей.
1.11.Мир определен фактами и тем, что это все факты.
1.12.Потому что совокупность всех фактов определяет как все то, что имеет место,
так и все то, что не имеет места.
1.13.Факты в логическом пространстве суть мир.
1.2.Мир распадается на факты.
Л.Витгенштейн «Логико-философский трактат» Об обских уграх (манси/вогулах, хантах/остяках) как причине гибели группы Дятлова говорилось и продолжает говориться достаточно много. Чаще всего в качестве прорабатываемой версии версии выступает одна, достаточно экзотичная, а потому будоражащая умы и воображение – это версия сакральных действий обских угров выступающих как жертвоприношение и осуществляемых как цепь обрядово-ритуальных действий.
Каким бы экзотичным не казалась данное предположение, необходимо признать, что есть ряд косвенных признаков, которые могут служить обоснованием данной точки зрения:
- объём и характер повреждений на телах, зафиксированный материалами УД;
- реальное присутствие обских угров в локализованной зоне трагедии;
- особенности культуры и религии обских угров, включающих в себя элементы широкой анимизации пространства и первобытного пантеизма;
- религиозно-культовые действия отличающиеся ярким своеобразием и предполагающие в качестве культурной нормы исполнение языческих ритуалов, в том числе связанных с жертвоприношением животных.
Всё это, а так же особенности сакральной культуры обских угров отличающейся стабильностью и крайней закрытостью, приводит к тому, что жизненные реалии смешиваются с домыслами, фантазиями, примитивными реконструкциями, необоснованными экстраполяциями ритуально-обрядовой практики иных народов и народностей, создавая пугающее нечто, что и служит на первый взгляд убедительным «обоснованием» совершения обскими уграми человеческого жертвоприношения в котором, в качестве жертвы выступили члены группы Дятлова.
Однако: - каким бы скрытым не было явление, у него всегда есть внешние проявление;
- именно по его проявлению мы и узнаем о существовании явления. Этот тезис действителен даже в том случае, когда явление существует по принципу «черной дыры» - его внешних проявлений нет, но всё, что существует вокруг указывает на его существование;
- эти внешние проявления являются «фактом», то есть единицей эмпирического знания, фиксирующей реальность происходящего, ту реальность, которая не искажена домыслами, фантазиями и предположениями. То есть всем тем, что сначала достраивает реальность в качестве гипотезы, а потом просто замещает ее.
Цель данного исследования в одном – выявить максимально точно и объективно факты, связанные с сакральной культурой обских угров и их обрядово-ритуальной практикой, для того чтобы дать ответ на один вопрос: Насколько правомерным является утверждение, что в отношении туристов группы Дятлова представителями культуры обских угров могли быть совершены действия определяемые как человеческое жертвоприношение и, если это так, то какими внешними проявлениями эти действия должны были сопровождаться.
Одновременно в поле внимания попадают все действия связанные с:
- похоронами и поминальной обрядностью;
- военными действиями;
- практикой наказания за преступления;
- культовые действия;
то есть, все то, что может дать дополнительный фактический материал, который дополнит общую фактологию.
Поскольку основная цель не что-то доказать или опровергнуть на основании личного убеждения, а постараться докопаться до истины, то при размещении материалов будут соблюдаться следующие требования:
- максимальная достоверность и проверяемость источника, сопровождаемая как можно более полным его описанием, включая библиографическое, дабы исключить фантазирование, искажение и домыслы;
- приоритет сведений относящихся к полевым материалом этнографов, исторических свидетельств, свидетельств представителей культуры обских угров (в том числе фольклорных);
- приоритет выводов, полученных учеными и опубликованных с соблюдением всех формальностей, включая рецензирование. Только так недостоверность сводится к минимуму. Другие источники информации, так же должны давать возможность повторной проверки их достоверности:
- не допустимость экстраполяции, то есть произвольное отожествление форм чужой культуры к обским уграм не относящейся, на реальную сакральную практику манси и хантов;
- привлечение теоретического материала обязательно предполагает его общепризнанность на научном уровне с обязательными ссылками на автора и источник (и никак иначе )) );
- аналитический материал, по замыслу, должен связать разрозненные факты в единое целое. Если не полностью, то частично, чтобы либо подтвердить либо опровергнуть следующую
рабочую гипотезу:
«Если предположить, что трагическая гибель группы Дятлова в 1959 г. является следствием обрядово-ритуальных действий представителей обских угров, связанных с осуществлением ими человеческого жертвоприношения как сакрального действия, то выполнение таких действий является культурной нормой даже в том случае, если они осуществляются эпизодически и носят экстраординарный характер. Следовательно, должны на уровне культуры обских угров и ее различных форм существовать факты, фиксирующие наличие человеческого жертвоприношения как культурного явления осуществляемого в соответствии с нормами культуры, сакральный обоснованием данного культурного действия, фиксированной обрядово-ритуальной практикой, материальными последствиями его осуществления. Достоверное выявление/отсутствие таких культурных форм как достоверных фактов и будет означать, что гипотеза жертвоприношения совершенного в отношении группы Дятлова либо обоснована как достоверная, либо отвергнута как необоснованное предположение.»
Поскольку материал ищется и продолжает находиться, то нет никакой возможности его пока структурировать, да и особой необходимости в этом нет. Чем разнообразней источники и факты, тем проще дойти до истины, поскольку сепарирование приводит к тенденциозности.
Вроде бы всё )) Но это надо было написать, а то как-то совсем непонятно, для чего всё это публикуется.
Приглашаю всех, кого интересует эта проблема, принять участие в дискуссии. Если Вы хотите поделиться своими материалами, идеями и наработками, или просто порассуждать, то это будет очень интересно. Мнения, суждения приветствуются. Однако, огромная просьба, оставаться в рамках, обозначенных выше, то есть не достраивать реальность, а достраивая, понимать, что то, что получается уже достоверным фактом не является если, конечно, дополнительно ничем не подтверждается. Но это тоже хорошо, абсурдность построений позволяет снять шоры и отказаться от стереотипов.
P/S
Размещаемые материалы должны обязательно соответствовать критериям достоверности и проверяемости, то есть являться фактом. На любой материал, который будет размещен топикстартером или участником дискуссии (от графики и фото, до логических построений) сохраняется авторское право, в случае его повторного использования связь с именем автора обязательна.
Добавлено позже:___________________________________________________________________________________________
Только факты:
Текст в художественном произведении Ювана Шесталова, повествующем о мальчике - ученике шамана:
"А соседей было много. Всех согнали на берег большой реки. Там стояла большая огненная лодка — пароходов этой огненной лодке люди с ружьями ходили. «Нет большой охоты летом. Зачем же тогда оружие людям? Неужели на земле стало мало зверей пушистых? Зачем же люди стали охотиться друг за другом? Неужели весело глядеть, как разрывают грудь и вынимают сердце?! К чему это игрище затеяно?!
Неужели боги так упали, что стали просить в жертву человека?!» — думал в смятении Солвал. Резвыми оленями скакали мысли, копытами острыми стучались в душу, давили сердце тяжелыми полозьями…"
Шесталов, Юван Николаевич Когда качало меня солнце [Электронный ресурс] // Тайна Сорни-Най: Повести. – М.: «Современник», 1987. – 119с.
Режим доступа:
https://www.litmir.me/bd/?b=574719&p=1Дата обращения:30.03.2020
Добавлено позже:_______________________________________________________________________________________________
Глаза жертвенного животногоНовинские, Шесталова О.Н.
«На 40-й день убивают теленка, корову, жеребёнка у дома (для женщин).
Тоже делают на 50-й день для мужчин. Шкуру вешают на крышу. Сразу варят
и едят голову, печень, сердце, остальное – в другие дни, каждый день, пока
не съедят.
До одного года душа будет находиться недалеко от дома.
Когда человек умрёт, делают палочку – хоталт (счёт дням) и каждый день
делают зарубки до 40-го или 50-го дня.
Мать покойного срезала клок волос и держала вместе с палочкой в туеске.
Делали из этих волос куколку. Хранили: четыре месяца – для женщин, пять ме-
сяцев – для мужчин, затем сжигали.
Когда пройдут 40-е или 50-е дни,
в угловатик25 кладут глаза жертвенного
животного, ставят спиртное.» (С.89)
Бауло А.В. Экспедиция Измаила Гемуева к манси : Этнокультурные исследования в Нижнем Приобье. – Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – Т.2 : 1986 – 1990 годы. – 224 с. ISBN 978-5-7803-0279-7*
25 - Берестяная коробка с загнутыми углами.
Новинские, Китаева Зинаида Михайловна, 23 года
«В Игриме для поминок родственницы на 9-й день закололи (значит, дух
её ушёл).
На 40-й день уходит женский дух из дома, на 50-й – мужской.
Шкуру животного вешают на крышу.
Глаза (жеребёнка, бычка) кладут
в угловатик.Какое животное попросит покойник у родственника во сне, такое и за-
калывают.» (С.90)
Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье.[Текст] – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 1: 1983–1985 годы. – 284 с. ISBN 978-5-7803-0256-8*
Глаза медведя, который жертвенным животным как известно не является.По медведю:
"Когда с масками на улицу уйдут, женщины пляшут. Мужчины играют на сан-
квылтап24. Это только ночью. Днём спят. Если самец – 5 ночей, самка – 4 [ночи
гуляют]. Когда игры кончаются, женщины уходят, мужчины варят. Голову обде-
рут и варят в отдельном котле. Там же варят мужскую правую часть медведя.
Мужчинам – голова, правая часть медведя, кроме задницы. Женщинам – левая
часть и задница. Разделывать надо ножом – не топором. Голову варëную охотниксам не ест, он отдаёт старикам, он сам не ест всё, он варит. Едят все мужчины.
Глаза ставят на вышку25, потом сороки растащат."(С.43-46)
Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье.[Текст] – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 1: 1983–1985 годы. – 284 с. ISBN 978-5-7803-0256-8
25 На чердак.*
* форматирование текста соответствует источникам
(угловатик – согласно тексту источника коробочка особой формы)
Добавлено позже:_______________________________________________________________________________________________
45.Происхождение священных мысов // Мифа, предания, сказки хантов и манси [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st046.shtmlДата обращения: 06.04.2020
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ:
- отношение духов / богов к насильственной жертве человека
https://taina.li/forum/index.php?msg=1087912 - самопожертвование
https://taina.li/forum/index.php?msg=1089642https://taina.li/forum/index.php?msg=1089977https://taina.li/forum/index.php?msg=1090520 -самопожертвование. как жертвование родных
https://taina.li/forum/index.php?msg=1090470Человеческая жертва как дарение родственника / супруга
https://taina.li/forum/index.php?msg=1087912Жертвоприношение купленного человека
https://taina.li/forum/index.php?msg=1088371О возможности человеческого жертвоприношения изменника-иноверца
https://taina.li/forum/index.php?msg=1089070Неудачное человеческое жертвоприношение Торуму (Мир-Суснэ-Хум / матер. Мункачи)
https://taina.li/forum/index.php?msg=1088419Кровная месть и проблемы, связанные с наказанием
https://taina.li/forum/index.php?msg=1089248Покупка жертвы
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091029Наказания за противоправные действия
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091054Цена человеческой жизни (в прямо и переносном смысле)
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091054https://taina.li/forum/index.php?msg=1091110Манипуляции с глазными яблоками жертвы
https://taina.li/forum/index.php?msg=1087912Отрезание / отрубание носа
https://taina.li/forum/index.php?msg=1088371https://taina.li/forum/index.php?msg=1089543Особенности жертвоприношения в случае «самопожертвования» либо жертвы родственников
https://taina.li/forum/index.php?msg=1090520Расходы на жертвоприношения у обских угров (по данным В.Н.Чернецов)
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091029Штрафы и наказания за совершенные преступления
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091054Особенности понимания преступления у обских угров и статус сакральных преступлений
https://taina.li/forum/index.php?msg=1102876Ценность человеческой жизни у обских угров
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091110Обычай скальпирования врагов у обских угров
https://taina.li/forum/index.php?msg=1092634https://taina.li/forum/index.php?msg=1091142https://taina.li/forum/index.php?msg=1095059Приобретение права на жертву при плате за нее
https://taina.li/forum/index.php?msg=1091561 https://taina.li/forum/index.php?msg=1092033Вариант жертвоприношения с отпусканием купленной жертвы
https://taina.li/forum/index.php?msg=1093248https://taina.li/forum/index.php?msg=1093257https://taina.li/forum/index.php?msg=1097681https://taina.li/forum/index.php?msg=1097695https://taina.li/forum/index.php?msg=1097807https://taina.li/forum/index.php?msg=1097888https://taina.li/forum/index.php?msg=1099001Казнь преступников (на примере источника Ерныхова О.Д. «Казымский мятеж»)
https://taina.li/forum/index.php?msg=1093467«Временная» жертва
https://taina.li/forum/index.php?msg=1095047https://taina.li/forum/index.php?msg=1096501https://taina.li/forum/index.php?msg=1097740https://taina.li/forum/index.php?msg=1097781Виды самоубийства, которые обычно используют обские угры (по данным Пивнева Е.А.
https://taina.li/forum/index.php?msg=1095559Охрана святилищ
https://taina.li/forum/index.php?msg=1095889Вещи, сопровождающие жертвоприношение и их сакральный статус
https://taina.li/forum/index.php?msg=1097475Отношение духов к человеческому жертвоприношению
https://taina.li/forum/index.php?msg=1097491Иттерма
https://taina.li/forum/index.php?msg=1097695 https://taina.li/forum/index.php?msg=1097700 https://taina.li/forum/index.php?msg=1097708 https://taina.li/forum/index.php?msg=1097712 https://taina.li/forum/index.php?msg=1097715https://taina.li/forum/index.php?msg=1097750Отношение духов и божеств манси к человеческому жертвоприношению
https://taina.li/forum/index.php?msg=1097849https://taina.li/forum/index.php?msg=1110818https://taina.li/forum/index.php?msg=1111039 Топонимы:
Хой-Эква
https://taina.li/forum/index.php?msg=1103098 https://taina.li/forum/index.php?msg=1103135 https://taina.li/forum/index.php?msg=1103199 https://taina.li/forum/index.php?msg=1103237 https://taina.li/forum/index.php?msg=1103266 https://taina.li/forum/index.php?msg=1103278Кладбища и иные сакральные объекты, связанные с обрядами погребения
https://taina.li/forum/index.php?msg=1103853 https://taina.li/forum/index.php?msg=1104074https://taina.li/forum/index.php?msg=1105680https://taina.li/forum/index.php?msg=1105819https://taina.li/forum/index.php?msg=1105880 https://taina.li/forum/index.php?msg=1105898 https://taina.li/forum/index.php?msg=1106019 https://taina.li/forum/index.php?msg=1106344Об отношении к причинению страданий животному у обских угров
https://taina.li/forum/index.php?msg=1105680Понятие души (душ) у обских угров и идея реинкарнации
https://taina.li/forum/index.php?msg=1107236 https://taina.li/forum/index.php?msg=1107341 https://taina.li/forum/index.php?msg=1107373https://taina.li/forum/index.php?msg=1107769 https://taina.li/forum/index.php?msg=1108153 https://taina.li/forum/index.php?msg=1108385 https://taina.li/forum/index.php?msg=1108436 https://taina.li/forum/index.php?msg=1108886https://taina.li/forum/index.php?msg=1109295Фратриальное устройство. Фратрии Пор и Мось
https://taina.li/forum/index.php?msg=1109102https://taina.li/forum/index.php?msg=1110062https://taina.li/forum/index.php?msg=1110550 https://taina.li/forum/index.php?msg=1110604https://taina.li/forum/index.php?msg=1111214Коммуникации, социальное общение, дорожная сеть, оленеводство
https://taina.li/forum/index.php?msg=1110062https://taina.li/forum/index.php?msg=1110062 https://taina.li/forum/index.php?msg=1110222 https://taina.li/forum/index.php?msg=1110256 https://taina.li/forum/index.php?msg=1110511https://taina.li/forum/index.php?msg=1112274 https://taina.li/forum/index.php?msg=1112306 https://taina.li/forum/index.php?msg=1112318Рукописные карты/схемы Антала Регули
https://taina.li/forum/index.php?msg=1112203