Кузьма, я бы согласился с Вами. Но не было у них той "минуты покоя".
Конечно, это были минуты относительного покоя, а не полного, всего лишь небольших передышек для согрева. До сооружения убежища и разведения костра у настила они, конечно, вряд ли садились на отдых и обогрев.
Единственное исключение пока - это два Юры, которые могли замерзнуть у костра заснувши.
А мне вот кажется не вероятным, что можно решиться на замерзание, зная, что радом в 50-и метрах есть убежище и товарищи. Даже если предположить сигнальный костёр (смысла в котором особо не было), то всё равно достаточно было подкинуть больше дров и бежать согреваться к остальным в овраге, раз на ветру на возвышении костёр не согревал. Героизм по замерзанию здесь какой-то безумный и нелогичный.
Но и там мы точно не знаем их истинного положение перед смертью, так как тела раздевали и перемещали.
Так вот получается логичнее и складывается всё стройно, если костёр под кедром был уже после настила и убежища, после потерь.
Нет никаких доказательств, что тела раздевали, при этом не использовав хорошую одежду для утепления, а просто кинув на настил. Стило ли так трудиться, ворочая трупы, если сидеть можно было и просто на хвойной подстилке. Раз вещи не надеты для утепления, то не факт, что раздевали трупы. К тому же, Дятлов с одни тонким х/б носком на ноге, не снял отличные две пары шерстяных носков с Дорошенко, а на целую рубаху Тибо у самого костра, которую можно было без всякого труда просто взять, никто внимания не обратил. Эти детали существенно влияют на логику, что трупы никто не раздевал. Надо искать другую логику и детали, почему Юры оказались раздеты и в порезано-рваных кальсонах.
Я не такой опытный турист по зимним походам. Но даже я понимаю, что при спасении стоит начинать все-таки с костра, а не настила. Тем более, что была возможность разжечь быстро костер от костра двух Юр. Или Вы не согласны?
Да,тут, пожалуй, не соглашусь. Костёр по все логике нужен был у настила, в затишке оврага, а не сильном ветру на возвышении и вдали от убежища. Потому и тянутся к убежищу обломки веточек, которые туда стаскивали сборщики дров, чтобы развести костёр. У меня остаётся уверенность, что костёр у настила был. Недавно ещё одно свидетельство это встретилось, но, как всегда, в голове откладываю, а ссылку не сохраняю. Может, ещё встретится, буду собирать ссылки на свидетельство о костре в овраге. Может, горел он не столь долго, но должен был быть. По крайней мере, около 40-а срезанных ствол не было найдено. Куда же они делись, если не сгорели, и если не их следы вели к настилу, по которым и был найден сам настил?
Скорее всего, группа начала одновременно заботу об убежище и о костре, разделившись на две рабочие группы. Оба были необходимы для выживания - кострё для получения тепла и сушки одежды, а убежище и яма-траншея для того, чтобы скрыть от ветра костёр и себя. Те, кто был лучше обут и одет, ходили за дровами, а кто был похуже одет, те на месте стали вгрызаться в сугроб, спасаясь от холодного ветра и ожидая быстрее дров и костра. Останавливать физическое активное движение было нельзя, можно быстро замёрзнуть. Вот и пошли на соответствующее разделение труда.
И еще вдогонку пару мыслей поводу перераспределения вещей и наличия лишних вещей. Тибо использует шерстяной носок в качестве стельки в валенке - богатство в той ситуации при отсутствии обуви у многих. Золотарев до последнего не расстается со своим фотоаппаратом, висящим на шеи. Не самый важный и явно мешающийся при спасении предмет. А рядом есть настил. Согласитесь, что странная ситуация для "устаканенной" ситуации.
Шерстяной носок в качестве стельки в валенке мог быть ещё до спуска от платки, как раз вместо стельки можно использовать носок, если стельки нет (я использую). Но даже если он просто скомкался, действительно, это не столь существенный фактор, чтобы быть первостепенным в делах. Может, чуть позже, Тибо его поправил бы, ещё время не дошло. А может, специально в качестве стельки подложил, если подошвы в этих бурках были промокшими и не очень толстыми, не достаточно сохраняющими тепло.
С фотоаппаратом примерно то же. Если он, будучи дежурным, ещё не раздевался и не снимал фотоаппарат с себя, то дальше события развивались стремительно, когда было не до фотоаппарата. А внизу этот фотик ещё просто некуда было класть, кругом глубокий снег и темнота. Не выкидывать же просто так? Вот и оставался одетым на З с самого начала. Думаю, и дальше З не снимал бы фотоаппарат за неимением, куда его положить, чтобы не потерять. Ведь утром, после непогоды они собирались вернуться к палатке и собирались жить дальше. Зачем же терять такую ценную вещь, если она не причиняет особых хлопот, вполне удобно вися на теле.
Поэтому я с Вами согласен, что группа погибает очень быстро. Особенно в овраге, буквально сразу, так и не воспользовавшись трудами рук своих (настилом).
Да, это было что-то крайне внезапное и неожиданное, к чему туристы не были готовы и не подозревали. На мой взгляд, по многим другим признакам, такой внезапностью мог обладать провал, об опасности которых в этой местности предупреждал Дятлова лесник от имени опытного местного населения.
Теперь по поводу раздевания Юр. Серьезно рассматривать ситуацию с их самораздеванием для сушки одежды или обмерзанию одежды я не буду, так как считаю эти версии несерьезными.
А зря. Кто побывал в подобной ситуации мокрой одежды на морозе, тот несерьёзно к этому вопросу относиться не может, потому что знает, что это смертельно. Есть свидетельства, что люди раздевались на морозе, предпочитая раздетость мокрой одежде. Не секрет, что в повышенной влажности замерзание происходит быстрее и мучительнее. Так что, раздеваясь, люди элементарно спасаются от большей опасности в пользу меньшей.
Кроме того, замёрзшая одежда лишает возможности двигаться, а значит, согреваться движением и делать полезные дела, например, собирать дрова для костра и поддерживать его.
Однако, Ваша логика вполне железная: не должно возникнуть желание раздеваться, если исходить из ситуации, что люди сидели у костра в сухой одежде. Но раз они всё же раздеты, а кальсоны мелко порезаны и подраны, то, значит, логика подталкивает к другому - они отчасти разделись ещё до костра и одежда на них не была сухой.
При наличии нормального костра (а дрова даже оставались) я считаю, что в такой ситуации никто раздеваться не будет.
Верно, но только при предустановке, что они оказались у костра одетыми и сухими. А где доказательства, что они сперва оказались у костра под кедром, а не пришли туда позже, уже потерпев бедствие в овраге? Нет таких доказательств. Более того, есть доказательства и логичность, что сперва они обустраивались на ночь около убежища, куда и вели следы всех собираемых ими дров, в виде обломанных веточек.
Если учесть, что кроме Юр у костра могла быть еще и Дубинина (судя по прожогу одежды), то раздеть мертвых товарищей могла и она сама, используя их вещи для утепления (часть штатов в качестве обмотки на ногу). Потом она была эвакуирована подошедшей мини-группой Золотарева в овраг вместе с вещами.
Но прожжённость вещей на Дубининой могла свидетельствовать, как о более ранней прожжённости до аварии, так и о прожжёности около костра при убежище. Чем доказать обратное? Трудно одной хрупкой Дубининой ворочать трупы, чтобы снять с них одежду, а потом бросить её на настил просто так. Овчинка выдели не стоила, не говоря о циничности.
В этом момент и случилась вторая часть трагедии, но уже в овраге. К этому времени уже погибли или погибают участники на склоне от переохлаждения.
Не известно, что именно такая последовательность была. К тому же, если нет того отчаяния и измождения, которые испытывали оставшиеся в живых после трагедии, то какой им смысл подниматься на склон при такой погоде, если они, наоборот, бежали со склона от непогоды в овраг, чтобы там спастись костром и убежищем? На склон пошли уже после трагедии в полном отчаянии, когда уже не было сил и лучшего выхода ещё раз попытаться спастись хоть кому-то из оставшихся, добравшись до вещей в палатке и лыж.