Дмитрий Карягин, хватит спорить. Наберите в википедии "Манси" и увидите в разделе религия "традиционные верования, православие". Кликнув на традиционные верования откроется шаманизм. Шаман Куриков был шаманом, а не священником . И формально принятое под воздействием колонизации православие на мировоззрение манси не повлияло.
Вот вам Кулемзин." Оценивая роль и значение христианизации, этнографы и религиоведы приходят к общему мнению о том, что христианизация носила в значительной мере формальный характер: догматы мировой религии не проникали глубоко в сознание верующих. Между традиционными языческими верованиями и христианством существовало огромное историко-культурное и мировоззренческое различие, и это обстоятельство способствовало оформлению локальных синкретических культов. Позднее, в советский период истории они составили затейливую мозаическую картину с элементами материалистического мировоззрения. В XIX в. и первые два десятилетия XX в. состояние традиционной мифологии хантов (включая и христианские элементы) было относительно стабильным. Именно в этот период были начаты записи произведений устного народного творчества и сведений о религиозных верованиях народа. Особенно результативным был рубеж XIX -XX вв. Мифологическая картина мира, обряды и служители культа, зафиксированные исследователями того времени, остаются базовыми для последующих поколений ученых. В XX в., согласно государственной идеологии советской власти, традиционные верования и обряды хантов (как и другие религии) подлежали запрету в связи с установкой на атеистическое мировоззрение. Были запрещены коллективные жертвоприношения, медвежьи игрища и другие общественные действа, связанные с сакральной сферой. Тем самым уничтожалась возможность сохранения многих фольклорных произведений, т.к. по традиции они исполнялись во время обрядов и празднеств сакрального характера. Служители культа, которые нередко являлись и хранителями фольклорного богатства народа, были практически уничтожены. И все-таки, как показало время, ханты сохранили до настоящего времени и традиционный фольклор, и традиционные верования, обряды. В условиях официального запрета на обряды народ соблюдал их тайно, что облегчалось условиями проживания в отдаленных местах, слабо контролируемых властями. Отражая общую ситуацию двойного стандарта в жизни советского общества, новое поколение служителей культа у хантов иногда сочетало свои традиционные функции с руководящими постами советско-партийной системы. Нам приходилось встречать секретарей местных партийных организаций, которые одновременно исполняли роль посредников между людьми и богами на общественных жертвоприношениях. Современное мировоззрение хантов сохраняется в виде сплава древнейших угорских представлений, элементов иранского круга культур, христианских верований, и, наконец, материалистического (научного) мировоззрения. Однако преобладающим остается древнейший автохтонно-языческий пласт.
Добавлено позже:
nativeurals.narod.ru/khanty.htm