Sergei_VL, прежде, чем уйти с этого форума вслед за Сашей, чтобы продолжить работу над версией, я вам в последний раз отвечу. Человеческие жертвоприношения практиковались у северных народов всегда, это обычай испокон веков. Просто с усилением центральной власти и угрозой уголовного преследования они стали совершаться в тайне. Приносились они различным богам и духам, как и животные и предметы. Сказалось и распространение христианства и человеческие жертвы чаще замещались животными, но не факт, что прекратились совсем.. Куль- Отыру владыке нижнего мира приносились жертвы черного цвета, Нуми-Торуму-белого. В смысле масти. Вы можете этот вопрос изучить самостоятельно. Читать лекцию на два часа и переписывать уже написанное не вижу смысла.
АНГор, так вы я вижу специалист по обрядам-этнограф? Вы НЕ правы. Спорить и терять время также не вижу смысла. Изучите сначала этнографические материалы по финно-угорским народам. Или труды М.Пискаревой для начала хотя бы.
Ответов не ждите. Покидаю вас.
Дмитриевская, мне иногда кажется, что Вы работаете в сфере гос услуг, недовольно отвечая посетителям: "гражданин, я вам третий раз объясняю - у нас на сайте все написано! Я тут не за этим сижу, чтобы каждому все разжевывать..."
Я пытаюсь установить контакт, но Вам это не нужно. Не надо ссылками пулять, я был настроен на диалог. Ну уж раз пошла такая пьянка, давайте сыпать цитатами, ссылками, каждый своими. И одолжений делать не надо будет, каждый строчит, как он хочет.
Добавлено позже:Итак,
"человеческие кровавые жертвы"...На мой взгляд, в теме однозначное "передергивание" факта. Под соусом всезнания и глубокого изучения материала делаются такие заявления, якобы о регулярных приношениях человеческих жертв! Как это возможно в советское время?! Кого выбирали в жертву? Студентов ВУЗов близлежащих городов? Сторонники версии конечно напишут, что манси делали жертвы до революции, выбирая, как правило, из своих. Тогда логично спросить, зачем вдруг в советское время, когда это стало уголовно наказуемым, серьезным преступлением даже внутри своего народа, манси вдруг решили вытащить этот культ на общее обозрение, естесственно, в случае выявления такого действия, со стороны следствия в СССР их ждала неминуемая кара. Но даже, если преступление оказалось бы смягченным, эти манси вместе с шаманом все бы угодили за решетку. А тут уже парадокс. У манси, в отличае от некоторых преступных элементов России, сидеть в советской тюряге и стать частью преступного мира со всей вытекающей зековской субардинацией не то что не приветствуется, это означает отторжение от верований своего народа. Портить тело наколками, получать побои - эти вещи никак не одобряются традициями манси. Манси не стремились участвовать в волнениях, играх, перепитиях советского союза. Да, они были частью СССР, но они не имели желания противопоставить себя русским таким диким способом, принося этих русских их в жертву!
Дальше я бы хотел рассмотреть того, кого по идее они должны бояться больше, чем милицию, власть и признания их дикарями и отморзками.
Итак,
Куль-Отыр Добавлено позже:Этимология.
"Куль" - в мансийской мифологии злой дух. Войско К. подвластно владыке загробного мира -отыру (поверья о них близки христианским представлениям о чёрте). Враги людей, К. опасны для них не столько своей сверхъестественной силой, сколько злобными проделками. Населяют леса и источники (см. Вит-куль), наделяются обликом собаки или собачьей головой. В коми мифологии творец зла, противник Ена.
«Отыр» — «богатырь».
Мифология.
Куль-отыр — богатырь в черной шубе: прикоснувшегося к этой шубе ожидает болезнь и смерть. Он получает от небесного бога списки тех, кто должен умереть, отправляется за ними и перевозит их на лодке на тот свет, в низовья Оби: недаром в могилы хантов и манси клали лодки.
Образ Куль-отыра сливается в представлениях манси с образами других злых духов — кулей, водяных и леших. Помощником, а иногда и ипостасью Куль-отыра считался Самсай-ойка — буквально «Заглазный, то есть невидимый старик». Он был духом болезней: когда в каком-нибудь селении начиналась эпидемия, туда нельзя было ходить — Самсай-ойка мог добраться по той же тропе до очередного поселка. Он же был бесом, который наводил на человека безумие, мог довести до самоубийства. Вместе с тем он мог спасти от болезни, охраняя вход в дом: для этого возле двери вешали его изображение. Отношение к нему было таким же двойственным, как к Куль-отыру: они оба могли выступать и в качестве духов-покровителей разных групп обских угров
В космогонических Куль-Отыр выступает то как партнёр Нум-Торума, то как носитель
враждебного начала. В мифах творения Куль противостоит Торуму: выпрашивает у
него и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушение
запретов и указаний Торума, создаёт вредоносных животных. По одним данным, Куль
сброшен отцом с неба, по другим – родился под землёй. У него есть большой город,
золотой дом, дети. Как и Калтась, Куль был не только всеобщим, но и местным
духом покровителем манси в сел. Ясунт. Этого духа изображали в виде
антропоморфной фигуры из дерева с заострённой головой.
Добавлено позже:Заостренная голова. Нижний мир духов, обитает под землей. Сильный, часто приносит зло и болезни.
-То есть, по сути, это тот же
Менкв. Но пока для обсуждения это неважно. Ему приносят жертвы, чтобы задобрить. Задабривали Куля и Менква не человеческими жертвами, а реальной пищей - оленями. Цель этих жертвоприношений - чтобы он не вредил манси и не трогал и помогал на охоте. Налицо мы имеем своего рода договор.
Важно установить, этот мифический персонаж состоит из 100% вымысла или 70% вымысла, а 30% - реальный. Или соотношение наоборот - 30 к 70? Если этот персонаж - 100% вымысел, значит манси все его черты взяли из сил природы? Снега, дождя, ветра? Если не вымысел, то назовите этого персонажа! Если вымысел, неужели манси в своих верованиях настолько оторвались от реальности, что из стихии сотворили живое существо, хоть и сверхъестественное, с которым у них еще и договор?! А на самом деле никакого договора нет? Они приносят жертвы своей фантазии? В их традициях жертвоприношения столько сложностей, условностей, эти идолы, заостренные головы, что помогает им поддерживать собственный страх столько времени перед тем, что мы называем "ничто"?
Добавлено позже:Дмитриевская,Вы знаете, кто такой Куль, Менкв у манси?