Лаура невольно натолкнула меня на мысль написать версию. Вдохновила можно сказать и дала 15 суток на всю работу. А что? Все пишут…
Скромно назову её Реальной версией.
ЭПИЛОГ.
Любая природная версия блокирует ум, калечит рассудок, сушит пытливую мысль и напрочь гасит сумеречные проблески всех остальных разумных и достойных версий. На остальные версии просто сил и фантазии уже не хватает.
Уважаемые дятломаны и дятловеды /сторонники других версий/ соединяйтесь! Дадим достойный и решительный отпор очередной природной версии!
РЕАЛЬНАЯ версия.
Глава 1
Как и принято у порядочных людей Челябинске, я буду делать ссылки на авторов цитат и высказываний, которые мне не принадлежат. Плагиатом заниматься не буду. Если не знаю или не помню автора : цитату в скобки или Не Моё /НМ/.
Начнём сначала. Не спеша. Новички осваивают качественный ликбез.
Шесть листов карт ГШ М 1:100 000 61года исследователям в помощь: P-40-83,84; P-40-95,96; P-40-107,108; и краешки планшетов P-41-85,86 и P-41-97,98.
Смотрим маршрут движения. Отбросим сборы и городскую сутолоку.
В Вижай приехали в 4 часа, ночевали в гостинице.
Посёлок Вижай – 41-й участок, 30 км. Бортовой Газ-63, нетентованный. Выехали в 13-10, на 41-м были в 16-30. Ночёвка на 41-ом в отдельной комнате общежития с 26.01. на 27.01.1959 г.
27.01.1959 г. 41-й участок – п.2-й Северный, 24 км. Выехали в 16 часов, температура – 5°С. Туристы на лыжах и лошадка, везущая рюкзаки. Ночёвка в поселке Северный в отапливаемом доме с 27.01. на 28.01.1959 г.
Дневник: “Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок. А после ужина в горячо натопленной избе на кроватях бросались шутками до 3-х часов ночи”.
28.01.1959 г. пеший 12-ти км маршрут на лыжах вдоль Лозьвы. Вышли в 11-45. Температура – 8°С. Ночёвка с 28.01. на 29.01.1959г. в палатке на берегу возле Лозьвы.
Дневник: “Встаем на привал в 5-30 на берегу Лозьвы. Сегодня первая наша ночь в палатке. Ребята возятся с печкой, пришивают полог из простыни. Кое-что сделав и кое-что не сделав, садимся ужинать. После ужина долго сидим у костра, поем задушевные песни. Наговорившись, вползаем в палатку. Подвешенная печка пышет жаром и разделяет палатку на два отсека. В дальнем отсеке располагается мы с Зиной … После этого еще долго не могли заснуть, о чем то спорили, но наконец все стихло”.
29.01.1959 г. пеший 12-ти км маршрут на лыжах вдоль Лозьвы с переходом на Ауспию. Ночёвка с 29.01. на 30.01.1959 г. в палатке на берегу Ауспии.
Дневник: “День второй, когда мы идем на лыжах. Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии. Шли по тропе манси. Шли по тропе манси. Погода хорошая. -13°. Ветер слабый. Часто на Лозьве встречаем наледи”.
30.01.1959 г. пеший 8-ми км маршрут на лыжах вдоль Ауспии.
Ночёвка с 30.01. на 31.01.1959 г. в палатке на берегу Ауспии.
“Дневник пишется в пути, на морозе, на ходу.
Сегодня третья холодная ночевка на берегу Ауспии. Печка – великое дело. Обратите внимание на эти слова из дневника. Сегодня третья холодная ночевка на берегу Ауспии. Печка – великое дело.”
Под холодной ночёвкой туристы понимают зимнюю ночевку в палатке с печкой! Вот так оказывается.
“Начинаем втягиваться. Подъем в 8.30. После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленьей тропе. Погода: температура утром – 17 С, днем – 13 С, вечером – 26 С.
Ветер сильный, юго-западный, падает снег, облака густые, резкий перепад. … Пять часов - время остановки на ночлег. Долго искали место, вернулись метров на 200 назад. Место прелестно. Сухостой, высокие ели, словом все необходимое для хорошего ночлега”. Как всегда, быстро разводим костер и ставим палатку на лапник. Погрелись у костра и пошли спать”.
31.01.1959 г. пеший 5-ти км переход на лыжах.
Ночёвка с 31.01. на 01.02.1959 г. в палатке возле истоков Ауспии.
Туристы прошли половину пути вдоль Ауспии, затем начали абсолютно логичный и правильный подъём, если судить по карте, по направлению к седловине между высотами 1079 и 880. Столкнувшись неожиданно с ураганным ветром на склоне, туристы спустились назад, изменив маршрут влево и назад в лес под 90° к предыдущему направлению движения. Первая ошибка? Нет. Они не откатились назад по своему следу, а вернулись в лес, изменив маршрут вроде бы логично, не теряя высоты, двигаясь в пределах 1-2 изогипс.
Масленников: “Непогода, а также непригодность места для ночевки!!! в таких условиях вынудили группу вернуться..."
Дневник: “31 января 1959 г.
«Сегодня погода немножко хуже - ветер (западный), снег (видимо, с елей) ибо небо совершенно чистое.
Вышли относительно рано (около 10 утра). Идем по проторенному манси лыжному следу. (До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой не очень давно проехал на оленях охотник.)
Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам охотник не пошел по зарубках старой тропы, по его следу мы идем сейчас.
Сегодня была удивительно хорошая ночевка, тепло и сухо, несмотря на низкую температуру ( - 18° -24°). Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом, проходим 1,5-2 км в час.»
И что получается? Не разгрузив рюкзаки перед кольцевым маршрутом на Отортен, туристы попёрлись с полными рюкзаками штурмовать высоту 1079.
Какова роль волевого Дятлова в принятии этого решения?
«Постепенно отделяемся от Ауспии, подъем непрерывный, но довольно плавный. И вот кончились ели, пошел редкий березняк. Мы вышли на границу леса.»
«Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета. Наст, голые места. Об устройстве лобаза даже думать не приходиться. Около 4-х часов. Нужно выбирать ночлег. Спускаемся на юг - в долину Ауспии.
Костер разводили на бревнах, неохота рыть яму. Ужинаем прямо в палатке. Тепло. Трудно представить подобный уют где-то на хребте, при пронзительном вое ветра.»
Отметим для себя, что 28, 29, 30 и частично 31 января группа двигалась по “мансийской санно-оленьей тропе” и “проторённому манси лыжному следу”, т.е. из 37- 40 км за 4дня – по целине прошли не более 3-4 км. Давайте эти цифры мы запомним, они нам очень пригодятся, когда далее будем изучать проект маршрута группы опытного Дятлова. Смотрим планируемый маршрут по картам, номенклатура листов которых приведена выше.
А маршрут этот кольцевой, планируемый до Отыртэна и назад на юг до г. Ойка-Чакур по курумникам Главного Уральского хребта (ГУХ), а далее на В, Ю-В, вдоль русла Большой и Северной Тошемки.
По насту, фирну, курумникам и склонам гор с перепадом высот от 827м до 1322м планировалось пройти около 120 км.
И далее, по снежной целине, если не повезёт с лыжным следом манси, около 80 км. Итого 200км за 12 дней? Задумайтесь над этими цифрами. Пройденный путь за 4 дня/37км/ и планируемый за 12 дней /200км/!? Скорость движения на пройденном участке пути 9-10км /день и планируемая 17км/день.
И о “по тропе манси” на первом участке пути в 120 км мечтать не приходится. Манси в гору не пойдёт, манси гору обойдёт! Что с них возьмёшь – дети природы!
Единственное, что радует, и утешает – только, уменьшающийся вес рюкзаков.
Самое удивительное, что сейчас на картинке монитора ясно видно, /сидя в кресле и с пакетом попкорна/, что надо было не сворачивать, а идти прямо и не более чем через 1.5 км, пройдя седловину они бы очутились у ручья и 4ПЛ. Вот от этой точки изменения маршрута до лесного массива притока Лозьвы между высотами 1096 и 880 было не более 1 – 1.5 километра!
Утром 1.02.1959 г. встали поздно? СпрОсите почему поздний выход на маршрут? Так понятно же - “строили лабаз”.
Так вот, лабаз они не строили, пора уже ветеранам начать стесняться этого словосочетания. А для строительства настоящего лабаза у них было всё: и пила, и топоры, и хвойный лес любого размера.
Может гвозди забыли, поэтому не стали строить лабаз. Туристы на авось, выкопали ямку в снегу, побросали туда 55 кг продуктов и накрыли этот “схрон” картонками для защиты от мышей, росомах и медведей-шатунов. Там же нашла приют иззябшая, утомлённая мандолина, бережно завёрнутая в прожжённый ватник!
Сделаем расчёт времени: пять минут потребуется двоим мужикам ногами растолкать снег из ямы. Полчаса – час всем вместе рассортировать продукты и побросать в яму. И всё, яма -“лабаз” готова, заполнена бережливыми туристами доверху продуктами – пора в путь.
На этом этапе, главный вопрос: во сколько вышли и что задержало?
Помним, что 01.02.1959 г. ни у кого из туристов не нашлось времени сделать запись в дневнике. Фотоснимки установки палатки на склоне можно интерпретировать двояко /визуально и учитывая диафрагму и выдержку/. Или слегка темнело или хорошо мело. Но выдержка на “B” не стояла.
Первый раз “непонятки и всё наперекосяк” начались именно с утра 1 февраля. Устали после вчерашнего восхождения, когда
в “тяжёлых” условиях 31.01.1959 г. “проходили 1.5 – 2 км за час”.
Один вариант, самый простой – держала погода. Прикидывали, как лучше идти, бурно обсуждали. С утра погода не заладилась. Свежа в памяти была вчерашняя попытка преодолеть перевал: «Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета.»
Кто-то ( и не один) подвернул или стёр ногу!? Возможно .
Мнение опытного Дятлова и примкнувших к нему студентов, могло отличаться от мнения выпускников и Золотарёва. Но окончательное решение принимал руководитель.
Дневник Люды: “Большая разница между ними, окончившими институт Рустиком, Ко, Юрой и нами. Все-таки, у них суждения наиболее зрелые и умнее гораздо наших. Господи я уже вообще не говорю о своих”.
Далее ошибочный маршрут 1 февраля, практически почти в лоб, высоты 1096, судя по изогипсам карты, оказался круче в 2 раза, чем вчерашний неудачный подъём. Ветер преимущественно западный, хоть и не в лицо, но не радовал. Поэтому путь мог занять не 2 часа, а 3-4 часа. Почему ошибочный? Они взяли азимут по компасу, тот же, по которому свернули от Ауспии при выходе на склон 31.01.1959 г., без поправки. Поправку нужно было сделать на расстояние отхода к стоянке на ночлег. Выход на склон 31января безупречен по направлению к цели. Помешал шквальный ветер. Попробую объяснить проще, но грубо и утрируя. Шли на С-З, правильно шли. Ураган заставил изменить маршрут, свернули на 90°, пошли на юго-запад, не теряя высоты и не спускаясь вниз по своим следам. Пока искали место для стоянки по снежной целине прошли около километра. Этот день, самый тяжёлый для туристов за всё время похода. Устали, но нормально переночевали. Взяв вчерашний азимут, ушли влево от планируемого маршрута метров на 500. Именно эта ошибка предопределила начало трагедии. ИМХО.
Пусть подъём не раньше 9 утра, как это традиционно было принято в этой группе, (час на гигиену, час на сборы – с запасом), час на плотный горячий завтрак. Пусть даже тот же час ушёл на закладку продуктов в заснеженную яму. То есть выход не раньше 13 часов.
Спрятав в снежную яму продукты, посмотрели на погоду. Ба! Солнышко светит, ветер приутих – всё идём! Обрадовались погодному окну. Скомкали палатку влажную и пошли.
До 1 февраля ветхая палатка была СУХОЙ. А не влажной и промороженной, и свёрнутой «колом».
А на Урале вслед за первой тучкой обычно набегает вторая. Вот у нас бывает днём на солнышке до +15°С, а на завтра с утра – 15°С.
Допустим, от места ночлега до общепринятого МП 1 февраля туристы дошли за 2-3 часа. Вот именно за эти 2-3 часа, пока шли на склон 1096, погода резко изменилась и не в лучшую сторону.
Значит, к установке палатки на продуваемом склоне они приступили не раньше 15 часов. И именно за эти 2-3 часа, пройдя не более 4-5км по целине, при встречном З, С-З ветре туристы выдохлись. Не все, кто-то один, двое: подвела дыхалка, сердце, стертые в кровь ноги или нервный срыв. Я не думаю, даже твёрдо уверен, что не планировали они ночёвку на склоне. Остановка на перевале вынужденная – и скорее всего из-за отсутствия видимости. От МП до Кедра меньше часа хода. Видели бы лес – легко бы дошли, день был, а не ночь, даже не сумерки. Не было видимости. Не было. Поэтому и встали.
АКСИОМА 1. Режим движения группы, график отбоя и подъёма, а следовательно и дисциплина в группе опытного Дятлова были не на высоте.
Не путать с Высотой1079/Г.А.Н./