как раз не по инструкции.
По инструкции положено было выпустить шасси.
Это по какой инструкции? К кофеварке? А, может, я не там и не тому учился?
Если имеете ввиду Руководство по лётной эксплуатации, то докладываю, что посадка вне аэродрома или пригодной бетонной полосы данным типом ВС осуществляется
только с убранными шасси. И никак иначе.
Посадочная скорость А321 составляет 262 км/ч, касание копытами любой поверхности с ненормативными характеристиками – гарантированное разрушение силовых элементов опор и крыла, капотирование с последующей дефрагментацией фюзеляжа, разрывом кессонов, пожаром и прочими неизбежными удовольствиями (говоря грубо, хана всем). Взлётная масса 321-го Арбуза более 90 тонн, никаких вариантов штатной посадочной конфигурации вне "паркета" у него нет (и это понятно любому, даже далёкому от авиации человеку, имеющему хотя бы зачатки инженерного мышления).
Скажу больше: даже спортивный и выносливый поршневой Як-52 с массой всего 1380 кг и посадочной скоростью 170 км/ч, разработанный для выполнения полётов с
грунтовых аэродромов, в соответствии с РЛЭ при отказе двигателя садится на необорудованные площадки только "на брюхо". И это не прихоть пилота, а прямое наставление. Причём, при отказе до первого разворота – исключительно с прямой (т.е. по курсу без разворота, что, собственно, и выполнили лётчики данного аварийного борта).
И поднятый ажиотаж вокруг решения пилотов А-321 посадить так, как посадили, избыточен:
в данном случае оно (решение) было просто безальтернативным. Выбирать-то было не из чего - всё строго по предписанию действий пилота в особых случаях (есть такой раздел в каждом РЛЭ для каждого типа ВС). И всё это точится как "Отче наш" и постоянно тренится (в гражданской авиации на тренажёрах, а спортивно-пилотажной – ещё и на реальных имитациях в Небе).
Поведение лётчика в таких обстоятельствах диктуется не "соображениями" (там думать уже некогда), а наработанными рефлексами и идеомоторными реакциями. Голова отключается, прецизионно работают руки, ноги, глаза, в восприятии обостряется всё, что может и не может обостриться, просыпается "чуйка", в груди тепло и спокойно (я знаю, о чём говорю, и опыт – Мишаня не даст соврать – отказов авиационной техники в воздухе, а также жёстких посадок имею).
В данном инциденте большая удача для пилотов (и, конечно, пассажиров) выпала в виде приемлемого для посадки поля в доступной посадочной дистанции и нормальной (подчеркну – не какой-то особой, сверхпрофессиональной и т.п. – а именно такой, как положено) лётной подготовки, благодаря которой и командир и второй не наделали глупостей, не ссыканули, а просто выполнили свою работу. К слову, командир никаким героем себя не считает, и я его отлично понимаю.