Возможно, версия действительно непомерно усложнилась за все время обсуждения. Если я правильно помню, то первоначально по версии считалось , что манси жертвоприношение запланировали с прошлого года (1958) и ждали туристов для проведения обряда.Текст длинный, поэтому убрала.
Приведу несколько цитат из текста версии на 1 странице этой темы: « Мотив "Месть за предков"...
P.S. Благодаря форумчанке под ником megeor были найдены дополнительные данные усиливающие этот мотив. "В Книге памяти Тюменской области почерпнула такие сведения: 5 дек 1937 г арестованы Анямовы из Березовского р-на рыбаки-охотники 1.Андрей Степанович 1911 г., (юрта Турпауль) и 2. Михаил Спиридонович 1872 г., (ю. Нирус) п. Няксимволь, 3.Куриков Степан Филиппович 1892 г.р. (ю. Нирвош), 4. Самбиндаловы Василий Данилович 1877 г., п. Ювдум-Сос, а 5.Семен Ефимович 1887 г., ( ю. Яныпауль) арестовали 13 дек 1937 г. Тройка Омского УНКВД приговорила этих пятерых манси к ВМН и 21 янв 1938 г их расстреляли. Место захоронения- Ханты-Мансийск.
23-28 февраля 1938г были арестованы еще четверо Анямовых 1.Гаврил Егорович 1867 г.р. крестьянин (ю. Хурумпауль), 2. Михаил Данилович 1867 г., рыбак ( ю. Усть-Сосьвинские), 3.Николай Тимофеевич 1902 г.,крестьянин (ю. Шайтанские) и
4. Степан Викторович 1900 г., оленевод ( ю. Хурумпауль). Их расстреляли 30 марта.
Итого погибли 9 манси, самому младшему из которых было 36 лет, старшему-70 лет. Интересно отметить, что реабилитированы все девять человек были задолго до массовых реабилитаций 90-х годов. Первых советская власть оправдала 10 мая 1958 г., вторую группу - 7 марта 1959 г., т.е. через два дня после того, как нашли Слободина...
Ритуальный мотив.
Уверенность в завтрашнем дне и смысл жизни для язычника был в том, чему учили его предки, чему учил его шаман. Боги и предки соединялись с язычником в ритуале или обряде. В этом был вечный смысл ритуала...
Шаман. Сакральный мир манси.
Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества (Религии мира, 1998). Шаман - посредник между миром людей и миром духов, центральная фигура, которая ведёт язычника по знаниям о жизни с помощью духов…. Шаман сохраняет равновесие в мире посредством ритуала. Поэтому возможные ритуальные действия в отношении чужака, которые осквернили священные земли богов, могли очистить народ от зла, которое принесли с собой пришельцы...
Вся карта мира манси, вся природа, окружающая их жизнь и быт полны легенд и являются особой сакральной средой. Природа, духовный мир, быт людей соединялись через шаманом передаваемые сказания, через волю богов. Каждый уголок, каждый камень или дерево могут быть одушевлены какой-то легендой или связаны сакральными узами с миром духов, с предками...
Нам, например, какие-то каменные глыбы могут показаться лишь красивым природным образованием, но для местных жителей они будут связаны с чем-то важным. Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов) и величественная вершина Койп (Барабан) это особое место и память о том, как Пыгрычум спас красавицу Аим от великана Торева и его братьев, превратив их в камни снопом света, отразившимся от его щита (Алёшина, 2013). ...
Для шамана душа есть во всём, и поэтому надо уважать любой уголок природы и мира. Такие правила были и шаманов манси".
Саша Ветер: «Духи предков... говорили шаманам, что пришлые люди виноваты в этом: оскверняют священные места... Беда эта (копытка) для племени скотоводов и охотников очень серьезная. Тому кто принес её полагается смерть! И духи показали, кто должен быть принесен в жертву.»
Я, со своей точки зрения, увидела в этой версии вот что.
1. Если у манси были священные горы, то это, совершенно однозначно, фиксированные точки для наблюдения за небом. Как у всех древних народов – были и пирамиды, и камни, и за неимением таковых – священные деревья. Жрецы (шаманы) находясь в этих местах, занимались наблюдением за светилами и именно поэтому никто более не мог на этих местах находиться. Как пример названия горы Таганай – на языке аборигенов «подставка для Луны»!
2. При таких наблюдениях они могли определять и относительную высоту светил над горизонтом и изменение этого положения. А это означает, что они могли иметь понятие об Узлах Луны (например, у китайцев это «Голова и Хвост Дракона», а значит и затмения они тоже знали, пусть приблизительно)
3. Есть такое описание у группы туристов, наблюдающих яркую звезду, стоя ночью на горе Чистоп. Это, наверное, все читали. Так что движение планет могли наблюдать и манси, и неизвестно, как они эти звезды называли.
4. К сожалению, данные о небесных наблюдениях манси в литературе (есть у Ромбандеевой) оставляют впечатление архаичных. Но такие объекты, как Плеяды и Альдебаран невозможно не заметить. Телец – как созвездие самое древнее и известное с древности отличали все скотоводческие народы. Затмение Луны в Тельце или появление блуждающих звезд всегда считались определенными знаками и использовались как прогноз здоровья и приплода людей и скота. У манси есть признак незапамятной древности их верований – Луна – божество мужское, Солнце - женское. Встречается нечасто.
Так вот, в 1938 году прошли затмения Луны в знаке Тельца, транзит Марса через этот знак прошел весной 1938 года. Шаманы могли эти явления наблюдать. Такие явления предвещали разорение, болезнь, смерть. Это время арестов и расстрелов охотников манси в НКВД.
В 1958 году осенью – лунное затмение в знаке Тельца, видимое на территории проживания манси. Марс двигался по знаку Тельца весь год, видимое движение было и прямое и ретроградное. Марс своим движением делал «петлю» на небе и «не хотел уходить» из Тельца .
Шаманы могли увидеть в этом плохое предзнаменование, угрозу повторения событий 1938 года и необходимость жертвы богам. Возможно, они увидели в этом необходимость мести, исходя из аналогий затмения и движения Марса. Кстати, как бы «после жертвоприношения» Марс «ушел» из Тельца.
Конечно, мистические составляющие версии мне недоступны. Я вижу в жертвоприношении только такой аспект – если зло и смерть неизбежны, то шаман этому злу бросает жертву – пусть мучается, если нельзя в этом мире по-другому, а мое племя оставь в покое.
Так что все могло быть и очень просто – решили принести жертву и принесли её.
Тогда месть уже не является целью, месть просто есть, как бы "по факту".