Уважаемый
Сергей В., вчера мы имели с Вами небольшой диалог
...Не уличаю нашего разностороннего архитектора, а дискутирую. Но там тяжелый случай
Вообще-то мы с вами не об истории архитектуры спорим, а об архетипах угрофинского и славянского жилища.
На сумьях намекаете? Так это амбарчик, а не жилище...
Кстати, сразу два вопроса:
1. Если не рубленный, то как технологически и конструктивно был выполнен с Вашей точки зрения?
Да вы же сами только вчера его изобразили нерубленого
Так понимаю, сутки форы на поиск определения закончились и ничего, кроме своей собственной картинки, я больше не увижу...
Тогда, уважаемый
Сергей В., позвольте подвести небольшой итог нашему с Вами диалогу... Собственно, не стала бы этого делать, если бы не несколько "вольное" определение данное Вами в мой адрес...
1. Ваше утверждение, что
Между прочим, мы потихоньку сходимся во мнениях: сумьяхи ведь необязательно рубленые и необязательно архитектурный образец?
Сумьяхи являются архитектурным объектом и, следовательно, могут быть архитектурным образцом.
Этот тезис связан с тем, что они являются частью архитектурного пространства, созданы человеком, для человека и с определенными человеческими целями. Дальше в дебри не полезу для краткости...
https://docplayer.ru/31956160-Arhitekturnoe-tvorchestvo-kak-materialnoe-voploshchenie-kulturnyh-simvolov.htmlОни рубленные обязательно.
Я не даром попросила представить Ваше понимание понятия "сруб". За неимением оного, позволю себе отталкиваться от того, который посчитаю более правильным. Есть два определения сруба:
Более широкое "Сруб — деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен." Его дает, например Вики. В этом случае под определение "сруб" попадает любая конструкция из рубленного/ колотого бревна. Например "лежень", "заплот" и т.д.
Узкое: "Если уложить один ряд венцов на другой, образуется сруб, – замкнутая по контуру постройка, обладающая необходимой устойчивостью и жесткостью." (Из книги: Пилявский В.И., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры)
http://kizhi.karelia.ru/library/traditsionnaya-kultura-russkih-zaonezhya-spravochno-metodicheskoe-posobie-dlya-eksku/754.htmlТогда сруб рассматривается как "клеть". Что само по себе неправильно, поскольку не описывает всего многообразие срубов.
К любому из этих определений можно добавить, что как существенный признак, это то, что это самонесущая конструкция, а не каркасно-обшивная. То есть если объект выполнен из обработанного бревна (рубленного и колотого) и при этом является безкаркасным, то это сруб.
Финно-угорские культовые постройки, в частности постройки манси - это срубы, но срубы из плах. Причем любого типа.
То есть финно-угорские постройки - это срубы и архитектурными объектами они являются. Если исходить из того, что русские предпочитали работать с бревном и клетью, что и дало понимание сруба в узком смысле слова, то многие постройки, например, манси обладают аутентичностью ( колотое бревно и приемы работы с ним) и заимствованием ни у славян, ни у русских быть не могут.
2.
Так это амбарчик, а не жилище...
Вообще-то мы с вами не об истории архитектуры спорим, а об архетипах угрофинского и славянского жилища.
Именно на уровне архетипа культовая постройка и является жилищем. Напомню: "Дом-жилище человека", "сумьях-жилище бога/идола", "будка-жилище собаки", "гроб- жилище покойника", "избушка на курьих ножках - жилище Бабы Яги" и т.д. То есть представляет такую архитектурную форму, которая служит вместилищем некоторого смысла. Как раз на архетипическом уровне вообще никаких вопросов с идентификацией данного объекта как жилища не возникает. Правда жилищем человека оно не является, поэтому мне наверное не следовало использовать термин "изба", но, простите, применила на основании "избушки на курьих ножках", что вполне правомочно если учесть что постройка типа "дом-сруб" как правило называется "изба" поскольку ассоциируется именно с этой предметной областью сознания. В научные дебри не полезу...
Подробнее здесь
[url=https://www.docme.ru/doc/1620546/arhitekturnoe-prostranstvo-kak-e-steticheskaya-vidimost._...]https://www.docme.ru/doc/1620546/arhitekturnoe-prostranstvo-kak-e-steticheskaya-vidimost._... pdf
[/url]
Кстати, вчера Вы так увлеклись опровержением тезиса "северного типа русского жилища", который представлял собой наземную постройку и землянкой не являлся, что даже не заметили, как приводите данные в подтверждения этого тезиса:
У Фарадзевой, обратите внимание, в новгородских слоях 10в. встречаются пяти- и шестистенные строения с воротами, настилами и навесами - это уже хоромы, отнюдь не землянки! Еще древней избы посада и частокол Старой Ладоги 8-9 вв., бывшей в 7 и первой половине 8 в., судя по археологическим артефактам, еще варяжским поселением.
Так, к слову...
Если мнение "разностороннего архитектора с тяжелым случаем..." Вас все же интересует, то главным достижением русских в работе с деревом является бревенчатый клетской сруб. Ничего подобного по эффективности, мобильности, трансформируемости, технологичности в возведении и последующем обслуживании никем из "лесных народом" предложено не было. Но это не означает, что праславяне/славяне, жители лесостепи являются первооткрывателями в работе с деревом и ничего не заимствовали у лесных народов.
Надеюсь не очень Вас утомила
Добавлено позже:Генетическая однородность- приобретенное,а не изначальное свойство. Тем более,что помимо рыжих,среди ирландцев стабилен процент т.н. "ирландских негров",то бишь брюнетов. И,разумеется, пример Ирландии доказывает,что речь идет об абстракциях. В реальности в стране нет коллективов рыжих и коллективов брюнетов. Есть ирландский этнос. А рыжеволость- внешний признак,ничего конкретно не говорящий о сложной этнической истории этого народа,происходящего отнюдь не только от кельтов. Сама по себе она еще не доказывает генетическую однородность своих обладателей.
Как мне кажется, что подобный тезис говорит именно о том, что высказавший его не совсем понимает зависимость фенотипа от генотипа. Если фенотипическое проявление рецессивного гена, а его наличие как раз и говорит об однородности, выдает за прямо противоположную характеристику... В этом случае не смею настаивать на продолжении диалога.