А чья нечистая сила сильнее-отечественная или импортная?
Вот такое мнение выскажу. По поводу отечественной, ну и импортной частично.
Само определение «нечистая сила» (НС), думаю, появилось уже в рамках религиозного учения. «Сила» - т.е. нечто сущее (материальность здесь не при чем, важен факт воздействия или взаимодействия; продукт воображения тоже может оказывать воздействие, запускать физические процессы в организме, но материален ли он?), некая активность, оказывающая в том или ином виде воздействие на человека. Определение «нечистая» связано с понятием «греховности». НС тесно связана с грехом.
1. НС искушает человека, вводит в соблазн (алчность, блуд , жажда власти и тд.), т.е. проверяет человека на добродетели обещанием, возможностью легкого получения чего-либо. Например, как об этом повествуется в сказках. Морозко, г-жа Метелица, Синюшка из колодца – это тоже нечисть? В этом смысле, да. Только с точки зрения пострадавших от них персонажей: «нечистые» ввели в искушение несчастных и обрекли их на позор или гибель - «бес попутал». С позиции же положительных героев, которые доказали свою добродетельность, эти «нечистые» выступают вполне себе доброй и справедливой силой. В сказках, а значит в представлениях людей, НС проучивает, наказывает порочных, тех, кто не проходит проверку на добродетель; и отступает, или даже поощряет достойных. Т.е. добродетельному человеку, в принципе, не стоит бояться НС; она опасна главным образом для людей, склонных к греху, а потому и обращает на себя их пристальное внимание (впрочем, наверное, это взаимно).
2. С точки зрения психологии, как мне представляется, есть некая сила, некая вводная величина (случай, обстоятельства, переживание), которая переводит манию в фобию (тиран боится расправы, богач – ограбления и пр.). Однако ж, и фобия может обернуться манией, т.е. раз преодолев какой-то страх, человек увлекается этим ощущением и желает повторять его снова. Иногда подобному переходу можно дать положительную оценку и назвать «воздаянием», «заслугой». А иногда отрицательную - «одержимость». Можно ли эту вводную величину представить как НС?
3. НС проверяет человека на стойкость веры, проверяет страхом. Человек стойкий верой (что также включает в себя эмоциональную устойчивость, твердость моральных, нравственных убеждений, четкое целеполагание и пр.) наиболее вероятно выйдет победителем в ситуации, нежели человек, поддавшийся страху, панике, предательству. Хоть и не всегда так, конечно, в жизни нашей получается. Но, как говорится, «неисследимы пути Его».
4. Если же говорить о НС не как о категории, а т.с. на буквальном бытовом уровне, то, по-моему, совершенно неважно, насколько НС материальна, насколько может быть изучена наукой, или же является сугубо мистической сущностью. Она может оказывать влияние на мышление, на состояние, на поведение человека, влиять на происходящие события (прямо или опосредованно)? Имеет последствия своего проявления в материальном мире? Значит, видимо, существует. Домовой, леший, банник, водяной и пр. – каждый представитель НС связан с определенным местом, с определенным видом человеческой деятельности в данном месте. Контакт человека с НС непостоянен, она проявляет себя лишь в определенные моменты. Почему? Все эти представители НС в представлении людей прежде всего блюстители порядка, норм поведения в местах их обитания. Они табуируют, ограничивают деятельность человека. Правила поведения в том или ином месте люди подкрепляют (раньше чаще, сейчас реже) существованием некоего «обитателя», который это любит, то не любит, за то накажет и тп. Правила могут быть обусловлены техникой безопасности, целесообразностью, еще чем-то вполне объяснимым, но вот осознанно соблюдать их готовы далеко не все и не всегда: у кого-то страсти зашкаливают, у кого-то мысли не тем заняты. А ощущение присутствия «блюстителя порядка», имеющего некие «полномочия», помогает людям не забываться слишком. Вот и напоминают о себе «нечистые», когда что-то не так, или когда, например, ремонт требуется и пр. В любом случае, стоит задуматься, что не так, что можно и нужно поправить. В общем, «не буди лихо, пока оно тихо». А вот с лешим интересно: если человек заблудится, а потом вдруг и выйдет, причем неожиданно, что-то знакомое или знаковое внимание привлечет – как рассудить? Леший запутал (наказал за неправильное поведение, за самонадеянность, за жадность и пр.) и сам же простил? Или леший запутал, а ангел вывел? В народных байках НС далеко не всегда выступает источником неприятностей, бывает и наоборот. Когда-то читал, что домовой детей нянчил в отсутствие родителей. Так что отношение к «нечистым» в народе далеко неоднозначно, независимо от учения религии. От человека это зависит. НС проявляется как реакция на действия, помыслы человека; иными словами, человек сам ее и «вызывает», и определяет ее характер.