Онгоны — в шаманской мифологии народов Сибири (буряты, эвенки, тувинцы, нанайцы, нивхи) духи-души предков.
Изображения онгонов также называются онгонами и считаются вместилищем духов умерших предков. Изображения онгонов делаются из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Различаются онгоны мужские и женские, родовые и семейные (из них позднее выделились индивидуальные), профессиональные: скотоводческие, кузнечные, лечебные и другие. Онгонов подкармливали, задабривали, им посвящали животных.
Первоначально духи-покровители рода и семьи онгоны в основном осмыслялись как предки-тотемы (животные: волк, конь, олень; птицы — беркут, кречет, ястреб, журавль, ворона, сорока, филин, коршун; деревья — ель, дуб, ветла, вяз, рябина, ольха, береза, лиственница, сосна, можжевельник); позже место почитаемого предка-основателя рода перешло к человеку и изображения онгонов приобрели антропоморфный вид. Родовые онгоны хранились в священных местах (рощах, горах, пещерах), куда не допускали женщин. Семейные онгоны, которыми ведали женщины, — в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.
Считалось, что душа человека после его смерти перемещается в родовое дерево, затем в образе птицы достигает «верхнего мира». По поверьям, онгоны оказывали помощь роду в случае опасности, указывали дорогу, помогали добывать огонь. Появление онгона (птицы в небе или животного на земле) перед началом мероприятий, во время боевых походов и сражений считалось благоприятным знаком.
В процессе "укрупнения" божественных сущностей, в ходе превращения духов предков в то, что в будущем могло бы стать божествами, наиболее почитаемыми онгонами становились онгоны великих шаманов.