Из СМЭ Коли:
На ногах одеты почти новые серые валенки. На правой ноге белый шерстяной носок ручной вязки, на левой ноге такой же носок.
Коричневый шерстяной носок скомкан и находится в валенке соответственно стельке.Обращает на себя внимание описание Возрожденным обнаруженного в валенке Коли лишнего шерстяного носка, который якобы выполнял функцию стельки. То что у дятловедов с незапамятных времён этот скомканный тёплый носок в валенке вызывал только крайнее недоумение и замешательство, вполне понятно. Поскольку факт этой находки не укладывается в наше обыденное восприятие рационального перераспределения тёплых вещей среди дятловцев уже внизу, когда проблема выживаемости на холоде стояла особенно остро. Это было замечено ещё в 2009-м, автором темы В. Кудрявцевым:
https://zanuda.offtopic.su/viewtopic.php?id=1043&p=3#p17204Т.Б-ль - "На правой ноге белый шерстяной носок ручной вязки. На левой ноге такой же носок. Коричневый шерстяной носок скомкан и находится в валенке соответственно стельке."
Каково состояние этого носка - не говорится - просто скомкан. Но скорее всего не разорван и не использовался при спуске со склона. Можно с большой степенью уверенности говорить о коричневом шерстяном носке у Дуб-й, как паре коричневому шерстяному носку из валенка Т.Б-ля. Но этот носок у Дуб-й обнаружили рваным (под обмоткой на стопе) и он был одет с внешней стороны.
Как видите я установил принадлежность этого носка - или Т.Б-лю, или Дуб-й. А вот дальше начинается самое сложное - если этот носок принадлежал Т.Б-лю, то почему он такой рваный на Дуб-й - ведь его хозяин был в валенках! И у него носки не повреждены. А если он отдал мешающий ему при ходьбе носок из правого валенка ещё наверху, то почему не отдал и из левого?
На ней же нет валенок, и она нуждалась и во втором носке. Тайна!Начнём рассуждать от более простого к сложному. Если у тебя под стопой собралась складка даже из обычной обувной стельки, это довольно чувствительно, и ощутить такое неудобство, прошагав вниз от палатки 1,5 км, никак не возможно. У кедра Коля должен был всё равно как - то разобраться с этим неудобством, мешающим нормальному хождению в валенках. Носок этот был довольно объёмным, толстой ручной вязки.
Имея на ногах валенки, у кедра разумнее было отдать тёплый носок (или оба, если второй был одет на другую ногу) самому нуждающемуся "босоногому" Игорю, или Люде, у которой тоже имелись проблемы с утеплением ног. Правда сделать это Коля мог только в том случае, если бы носок с самого отхода от палатки действительно находился в его валенке. Поскольку не могло быть так, чтобы внизу, имея наилучшее утепление ног, он продолжил использовать тёплый носок как бесполезную стельку под стопу, на фоне всеобщего катастрофического дефицита у остальных не только обуви, но и тёплых носков.
Я бы ещё и так поставила вопрос - действительно ли в валенке Коли оказался именно его носок, учитывая то, что он мог быть парой к тому шерстяному коричневому носку, который был обнаружен под обмоткой, на левой ноге у Люды. Ведь есть факт наличия двух похожих носков, на телах дятловцев. Но когда на разных людях каждый одет без пары, да к тому же у одного из них ноги и так утеплены валенками, такое обстоятельство уже невольно подразумевает некое, довольно иррациональное поведение людей. А ведь по другому, такое бессмысленное разбивание пары и объяснить то не получится. Более того, на теле разутой девушки описан совершенно дырявый носок, который явно грел хуже того, который в валенке болтался невостребованным, и был целым. Что только усугубляет подозрение на отсутствие здравого смысла при разделении тёплых вещей внизу, внутри группы.
По сути, ношение шерстяных коричневых носков среди туристов - не редкость, вязали их и из белой шерсти, и из коричневой. И на первый взгляд, наличие коричневого носка у Коли в валенке - понятие вроде бы как опосредованное. Но я бы предложила ещё один вариант попадания носка в валенок Коли - он мог принадлежать и раздетому до белья Георгию. Мы ведь совершенно не знаем, в каких носках он уходил от палатки, и сколько слоёв изначально было у него на ногах. Известен только конечный результат - один тонкий х/б носок остался на стопе, с застрявшими в обожжёной дыре пальцами, второй такой же нашёлся неподалёку от костра, сгоревшим наполовину (вот его как раз и можно было использовать как стельку под стопу, но засунув скорее в носок, чем в валенок).
Можно даже проверить, упоминались ли похожие носки в Протоколах опознания вещей и в СМЭ:
Георгий - при опознании в Свердловске ни слова о каких - либо носках, ни о простых, ни о шерстяных.
Юра - носки шерстяные вязаные, цвет не указан. На теле - белые шерстяные, не считая простых.
Игорь - тоже ничего. На теле один белый шерстяной, на правой ноге, и по одному х/б на обеих.
Зина - носки коричневые вигоневые, и чёрные шерстяные. На теле - коричневые шерстяные (со стельками из заячьего меха внутри), а так же синие и коричневые вигоневые носки.
Рустем - носки синие и коричневые, какие именно - не понятно, но скорее всего стояночные, из шерсти. И две пары вигоневых на теле, остальные были простыми.
Саша - носки шерстяные, коричневые. Его остались в палатке. На теле белые шерстяные, не считая х/б.
Семён - на теле коричневые шерстяные носки, как пара, и один х/б.
Люда - носки две пары - коричневые, шерстяные. Вот оно, её такие же остались в палатке, да ещё обе пары. На теле пара серых шерстяных машинной вязки, должно быть носки её, поверх синих х/б.
Коля - носки красные шерстяные и коричневые. Носки простые, 10 пар. И его значит, тоже остались в палатке. На теле - одни белые шерстяные, больше ничего.
9 шерстяных носков остались неопознанными. Наверняка это носки Игоря и Семёна. От Юры и Георгия тоже могли быть. Тогда на каждого примерно по паре.
Но меньше всего мы знаем о тёплых носках Георгия: брат ничего не опознал, а у костра он лежал практически босым. Две с половиной пары неизвестно каких носков нашли в районе кедра. Половинка не в счёт, она от Юры, но опять таки по умолчанию, видимо все носки были простыми, иначе бы в Радио указали, что не только найденный обшлаг от свитера из шерсти, но и носки тоже.
Как видим, вероятность того, что распарованные коричневые шерстяные носки, у Люды и Коли, от Георгия, так же обоснована. Но если эти носки от Георгия, то тогда разделение этой пары носков именно внизу, приобретает смысл. Правда опять таки совершенно не в пользу адекватного поведения дятловцев. К Люде у кедра, один из них ещё как - то мог попасть естественным путём, а вот внизу оказаться в валенке у Коли, второй носок мог только после дополнительных манипуляций с его валенками. Поскольку чужой распарованный носок в его обувь мог попасть только при снятии и её повторном надевании назад, ему на ноги.
Но хоть из валенок Коли была эта пара шерстяных носков, хоть с тела Георгия, эта находка - одного из них в виде комка в валенке, настолько нестандартная, что вступает в противоречие с общепринятыми представлениями о совместных рациональных действиях группы внизу в борьбе за собственную выживаемость. Поскольку возникает вполне обоснованный вопрос, почему ими не утеплили ноги как положено - парой. Но даже если шерстяной носок был только один, всё равно его должны были использовать по назначению, то есть одеть на замерзающую ногу, а не оставить в валенке в виде совершенно бесполезной стельки.
Дятловеды об этой находке в Колином валенке упоминают очень редко, о которой не то, чтобы умалчивают, но понимая, что "с этим что - то не так, причём сильно не так", стараются не обращать не неё внимания. Но раз подозрение на неразумность есть, то для того, что "нас не устраивает", нужно придумать причину, которая бы объяснила и реабилитировала бесполезность и бессмысленность этой стельки, несмотря на катастрофически не утеплённые ноги некоторых туристов. Отсюда появляются всякие глупости - что один носок из валенка, Коля Люде выделил, так сказать "с барского плеча". Либо впадают в другую крайность, объясняя тем, что Коля, будучи раненым, просто не чувствовал этот лишний носок у себя в валенке.
Вот только совершенно забывают о том, что любая лишняя шерстяная вещь, особенно носок, повышает шансы на выживание остальных. А тот кто ранен, но обут в тёплые валенки, без проблем выживет и в простых носках. Это к тому, что эти валенки, как самую добротную обувь, имеющуюся в распоряжении спустившейся вниз группы, должны были использовать либо для обратного подъёма к палатке, либо для всех необходимых работ у костра. И уж в этом случае, шерстяной носок из валенка точно бы достали, и использовали по назначению.
Это же подтверждает общий анализ всех носков, имеющихся у группы, после ухода вниз, от палатки:
https://imgbb.com/8cNvnqTИ вот когда дело доходит до обобщения и систематизации тех вещей, которые имелись у дятловцев уже внизу, в частности всего количества носков, в их положении жизненно необходимых как альтернатива недостающей обуви, то приходит понимание того, что такое бессмысленное разделение этой пары тёплых носков, как и не использование всех остальных, были невозможны у дятловцев без фактора дополнительного влияния.