откуда Золотарев узнал, что на Хой-экве было святилище?
Информация на этот счет, полученная им весной 1958-го года или ранее, должна была иметь ряд особенностей:
1. Быть очень значимой. Золотарев голову потерял. Речь шла не о Торум-кан самом по себе, а о Золотой бабе, не меньше. Золотая баба была актуальна в те времена в Вижайских краях. Юный Андросов говорил с лесником Пашиным о Золотой бабе и о дятловцах в одной и той же беседе:
Я заинтересовался идолом "Золотая баба". Я ему о бабе, а он мне - о своем... "Легенда о Золотой Бабе", эту книгу написал Юрий Михайлович Курочкин, еще в начале 1960 года. ... Когда я ее прочитал, то находился под сильным впечатлением, тем более писалось в ней и о наших краях.http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/beseda_s_androsovym.shtml2. Быть правдоподобной. Была почти правда.
3. Исходить из доверенного источника. Золотарев поверил.
4. Быть эксклюзивной. Сообщили, якобы, только ему. Золотарев хранил секрет.
5. Быть неполной. Никакой инфы а ля «карта Билли Бонса» у Золотарева явно не было. Точной дороги Золотарев не знал, иначе не было бы всех этих колебаний относительно маршрута. Ключевые фрагменты информации источник оставил при себе, иначе бы выпал из дела и потерял контроль над Золотаревым.
Речь идет о пещере на Торум-кан, о которой говорил Степочкин. О совершенно секретном алтаре на самом святилище. Об этом объекте даже манси не знали, а знали лишь несколько человек с фамилией Бахтияровы, выносивших оттуда «Главного шайтана» и принимавших подношения тому.
Я уверен, что источником информации для Золотарева был Николай Огнев. Потому что, более некому было направить его с дятловцеми на святилище, а кто дал дорогу до места, тот и о самом месте рассказал. Больше НИКОГО НЕ БЫЛО. Это последнее напутствие, и это последние встреченные люди:
Потом остался только возчик Валюкевичус. Все альтернативы Огневу, начиная с не удостоенных упоминаний в дневниках в контексте маршрута других обитателей 41-го квартала, несостоятельны.
1. Лесничий Ремпель совсем не загадочен, его совет не был принят Дятловым во внимание по понятным причинам – неудовлетворительному состоянию просек за 2-м Северным поселком, ширина которых, судя по картам, не превышала одного метра (за Ауспией почти везде полметра). Так как 2-й Северный был давно необитаем, а число заключенных в местных лагерях после смерти Сталина снизилось, то поддержание просек в проходимом состоянии выглядело делом сомнительным. Это, видимо, и имелось в виду в разговоре Дятлова с Ремпелем:
Здесь же я им посоветовал чтобы они пошли более близким путем по одной из наших лесных просек. На это они ответили данный вопрос разрешим когда прибудем на второй северный рудник.https://sites.google.com/site/hibinaud/home/protokol-doprosa-svidetela-rempelaПримерно об этом же говорил и Юдин:
Вот Игорь говорил в этом плане, маршрут был проработан, как ходить по снегу, по тайге, по горам, поэтому ему вот эти все досужие разговоры местного населения... он, конечно, игнорировал. Поэтому он в этом плане и сказал, что во Втором Северном посмотрит... какой снежный покров, какие реки проходят, есть ли наледи. Исходя из местных обстоятельств, он бы там и решал, каким путем идти, или идти по реке, или напролом через тайгу. Ну смешанный вариант пути он выбрал. http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/yudin1.shtml2. «Лесник» в самом 2-м Северном поселке это сугубо дятловедческий фантом, измышленный на основе неверного толкования одной косноязычной фразы Юдина в любительском интервью 2013-го года. В оригинальной расшифровке было так:
…а там лесник был там, ну богатый посёлок геологов был и там были всякие хозяйственные трубы там, железо там .ещё всё...http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=56#p1632В «Комсомольской правде» в 2018 году уже так:
а там лесник был там. Ну богатый посёлок геологов был и там были всякие хозяйственные трубы там, железо там ещё всё...https://www.spb.kp.ru/daily/26789/3823893/Отрыв фразы от контекста. Фраза «лесник был там» неразрывно завязана на фразу «богатый поселок геологов был», то есть Юдин говорит о наличии лесника в поселке во времена обитаемости поселка, а не при дятловском посещении через шесть лет после того, как поселок был заброшен. Никакой лесник во 2-м Северном в дневниках не упомянут; Юдин об этом никогда не говорил; все свидетели утверждали необитаемость поселка, и их слова в контексте лесника можно было проверить у Ремпеля. Лесник Пашин садился в вертолет Чеглакова в Вижае, а не встретил того во 2-м Северном. Фантом.
3. Нелегально мог жить кто угодно и где угодно, но ничто о встрече дятловцев с каким-то нелегалом не свидетельствует. Обжитое состояние одного дома во 2-м Северном поселке не говорит ни о чем, как не говорит обжитое состояние любой охотничьей заимки в тайге – их в нормальном виде по понятным причинам поддерживают все прохожие, да и поселок был заброшен не так давно.
Никаких сведений о посторонних нет ни в дневниках, ни в фотоматериалах. На этом фото Юдин:
На этом тоже Юдин (рюкзак с керном волочет):
На этом два заснеженных снизу скальных уступа:
И так далее.
4. «Охотник», по следу которого шли, это какой-то совершенно посторонний путник, следовавший на оленях на западный склон Урала. Его самого не встретили, найдя лишь стоянку. Мансийское «стойбище» из телеграммы Ахмина Бизяеву:
установить, чье стойбище посетили туристы и известно ли об этом посещении мансиэто как раз «стоянка» из общего дневника за 30 декабря:
В средине пути встретили стоянку Манси. К вопросу отношения не имеет, т.к. Торум-кан уже позади.
5. Не имеет отношения к вопросу и гипотетическая встреча дятловцев с семьей Самбиндаловых, номинальными хозяевами горы Холат-чакль и прилежащих пастбищ. Об этой встрече, вернее, о том, почему ее не было, стоило бы написать отдельно, но она никак не могла произойти ранее 1-го февраля.
Никого. Никто, кроме Огнева, направившего дятловцев к роковому повороту до мечты Золотарева, не мог быть источником самой роковой мечты. Если бы серьезной связи между Золотаревым и Огневым никогда не замечалось, то ее следовало бы домыслить, ибо ее не могло не быть.
Связь давным-давно замечена:
https://taina.li/forum/index.php?msg=60326https://taina.li/forum/index.php?msg=60354Они родственники. Уровень двоюродных братьев вне брака или что-то вроде того. Поэтому Золотарев и поверил. И это все объясняет.
Объяснения получает сомнительная болезнь Юдина, внезапно начавшаяся в 41-м квартале, где и обсуждался ключевой, не обозначенный четко даже в размещенном в УД черновике маршрутной книжки («план похода»), участок маршрута. Понятно, что на глазах ничего ранее не подозревавшего Юдина обычный туристический поход превращался в никем не санкционированную и не прикрываемую экспедицию с весьма рискованными целями, особенно если в качестве приманки действительно использовалась полумифическая Золотая баба – артефакт, согласно всем легендам ничего, кроме смерти, ищущим его до сих пор не приносивший.
Понятно неприязненное отношение Юдина к Золотареву, ставшему причиной срыва похода дично для Юдина. На эту неприязнь, выдав свою «тайну», Юдин сам невольно указал абсолютно неадекватной реакцией на вполне невинный с виду вопрос одного из дятловедов:
62. Вы лично писали о нем что-нибудь в своем дневнике?
Ю.Ю.: Ну чё это... у меня в дневнике писать! Ну какая дурость!
Когда меня допрашивал следователь, он вот также, вот такой же задавал... провокационный вопрос и спрашивал меня, ни о ком не спрашивал, а спрашивал, как я отношусь к Семену, как он себя вел, так меня об этом спрашивал следователь, и я сказал, что это был хороший человек, что правильно себя вел... и вот этот же вопрос через 50 с лишним лет еще задает какой- то провокатор!
Ну что же низость такая у этих у спрашивающих! Я возмущен просто, понимаешь! Писал ли я о нем в своем дневнике! Ну зачем мне о нем писать! Потому что я его впервые в поезде увидел, и что я могу о нем писать!http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/yudin2.shtmlСовершенно очевидно, что провокационный вопрос попал в точку, и Юдин именно писал о Золотареве в дневнике что-то конкретно дурное, впоследствии удалив страницы. И ни один следователь (особенно, если он был из КГБ) не мог бы не заинтересоваться столь подозрительным поведением Золотарева в целом, и какой-то компромат Юдин ему, судя по нервной реакции, озвучил. Например, о ссоре между Золотаревым и Огневым, слухи о которой всегда циркулировали в дятловедческой среде, и никто первоисточником этих слухов кроме Юдина быть не мог. А ссоры тоже не могло не быть, так как Огнев в итоге НЕ ПОШЕЛ САМ провожать группу по тому замечательному маршруту, который надиктовал Дятлову.
Понятны и колебания в анамнезе «болезни» Юдина, когда он, сперва заболев, вдруг поправился и дошел до 2-го Северного поселка. Ведь Дятлов, вероятно, со слов Золотарева мог рассчитывать на проводника, а когда расчет не оправдался, должен был, как минимум, заколебаться в маршруте. А вот когда первичная информация от информатора Огнева о жилье в разрушенном поселке в деталях подтвердилась, а альтернативные просеки Ремпеля оказались заросшими, принял окончательное решение. И Юдин совсем заболел.
Понятны намеки Коротаева Юдину про написанный Золотаревым «Вечерний Отортен», в скрытом подлиннике которого Юдин вполне мог быть иронично упомянут.
Понятно пожизненное глухое молчание Огнева о дятловцах.
Да и все, в общем-то, понятно…
Резюмируя свое мнение по антуражу событий, могу лишь повторить гениальную фразу Майи Пискаревой: «Чисто мансийское убийство». Поход, изначально планировавшийся как туристический с краеведческим уклоном, был использован одной из ивдельских криминальных группировок в качестве отвлекающего фактора при ограблении крупного мансийского святилища на горе Хой-эква. Группа Дятлова была вовлечена в криминальную операцию без своего ведома через Семена Золотарева, специально стремившегося попасть именно в это святилище с целью славы первооткрывателя. Сам Золотарев был вовлечен в дело обманом через своего родственника Николая Огнева, входившего в криминальную группу. В итоге группа Дятлова посетила святилище через сутки после ограбления, а награбленное было вывезено той же подводой, на которой группа была доставлена во 2-й Северный поселок, и далее следовало в Вижай в кузове той же машины, где лежал рюкзак Юдина. Это в целом сняло с воров все подозрения хозяев и навлекло их на туристов. Мансийская семья Бахтияровых, отвечавшая за сохранность святилища, получила информацию о присутствии туристов на Хой-экве от случайных охотников Анямовых. Она быстро обнаружила факт ограбления и приняла меры в виде посланной погони, впоследствии посмертно обыскавшей тела Дятлова и Колмогоровой, а также в виде проведенных главным шаманом (и, в конце концов, стоивших ему жизни) радикальных ритуалов, вызвавших цепь паранормальных (мистических) событий на маршруте, которые и привели к гибели всей группы.