Ну что ж давайте по-порядку ))
Автору bestiarys
Доказательств хватает.
Например: А.В. Бауло "ЭКСПЕДИЦИИ ИЗМАИЛА ГЕМУЕВА К МАНСИ. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НИЖНЕМ ПРИОБЬЕ. Том 1: 1983–1985 годы". Новосибирск, 2016.
"Немало времени сотрудники отряда провели в Хошлоге, где судьба одарила их знакомством с Прокопием Фатеевичем Меровым (1912 г.р.), хранителем большинства ближайщих священных мест"
Вот что Меров рассказывал:
"Место переносилось трижды. Последний раз в 1940-е гг., после войны. Старики срубили дерево, поставили опоры, а молодежь переносила сруб. В сумьяхе были аны. У Хонт-Торума такая [чашка], как у нас. Ему клали три куска. Он богатырь, ему много нельзя. Бабушке – большая чашка, а помощникам – одна чашка на двоих. А Полум-Торуму приносили человеческие жертвы. Сумасшедший, если кричит, руки поднимает: «Меня Полум-Торум требует». И его отвозят туда и убивают, и варят, и мясо Полум-Торуму вываливают. Стоит на реке Пелым – верх Сосьвы".
Данный пример не может служить доказательством насильственного человеческого жертвоприношения, поскольку даже из самого текста следует, что жертва была добровольной. Надеюсь, что это Вы оспаривать не будете?
Или:
Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новосибирск, 1986.
С. 110.
"практики человеческих жертвоприношений. Фаланги пальцев рук были обнаружены в Уньннской пещере (в этом же пещерной святилище найдена миниатюрная скульптура, полностью повторяющая известные обско-угорские изображения менквов). Согласно сведениям XVI в., жертвоприношение человека совершалось именно на культовом месте — «в том .мире» он должен был узнать о желанпях и требованиях духов, а затем, ожив, поведать обо всем собравшимся. Жертвоприношения человека практиковались в наиболее ответственных, особо важных случаях.
Трудно объяснить однозначно наличие следов человеческого жертвоприношения на Сат-вшмы. Если это культовое место было создано в память о поражении ненецких «богатырей», то в жертву могли принести одного пз пленных воинов. Вогульско-самодпйскне войны были реальностью жизни местного населения в XVI — XVII вв. и отличались упорством и жестокостью. Вполне вероятно, что военные походы сопровождались человеческими жертвоприношениями. По мнению В. Павловского, подобные «жертвоприношения устраивались в глуши лесов и существовали... даже до XVIII века».
Исходный тезисом для анализа здесь служит " вполне вероятно".
- наличие фаланг пальцев никак не указывает на совершенное жертвоприношение, поскольку в жертву могли приноситься только пальцы, причем как отрезанные у врага, так и собственно жертвователя,. Этот принцип жертвования собственного органа достаточно хорошо известен.
- относительно последующих приводимых Вами примеров в данном разделе. Обращаю внимание на то, что речь идет не о жертвовании как таковом, то есть цепи ритуально-обрядовых действий, ставящих целью установление взаимосвязи с потусторонними силами, когда на основании обмены на принадлежащую человеку ценность, потусторонняя сила проявляет иерофанию и жертва в данном случае выступает как ценность принадлежащая жертвователю, а о банальной казни военных преступников, которая осуществлялась как и положено в первобытном обществе, чье мышление построено на принципах синкретизма, с использованием обрядово-ритуальной практики. Именно поэтому "Песни святых покровителей" манси пестрят примерами военных расправ, но нет ни одного примера человеческого жертвоприношения.
- Ю.Шесталов прямо говори о том, что человеческое жетвоприношение (не добровольное, и не казнь преступника) есть унижение богов:
"А соседей было много. Всех согнали на берег большой реки. Там стояла большая огненная лодка — пароходов этой огненной лодке люди с ружьями ходили. «Нет большой охоты летом. Зачем же тогда оружие людям? Неужели на земле стало мало зверей пушистых? Зачем же люди стали охотиться друг за другом? Неужели весело глядеть, как разрывают грудь и вынимают сердце?! К чему это игрище затеяно?! Неужели боги так упали, что стали просить в жертву человека?!» — думал в смятении Солвал. Резвыми оленями скакали мысли, копытами острыми стучались в душу, давили сердце тяжелыми полозьями…"С. 151.
"Было время, когда при чрезвычайных обстоятельствах приносились человеческие жертвы. С упрочением власти русской администрации практика человеческих жертвоприношений сошла на нет. Память о них сохранилась в бытовых рассказах ляпннскнх манси, которые считают, что такие жертвы посвящались грозному Получ-Торуму"
- не более чем общие рассуждения, к сожалению. Самого примера с деталями нет.
Или.
Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут, 1993.
с. 62 (прим).
"Оказавшись у этого сруба и порывшись в нем, И.Н.Гемуев обнаружил скелеты с разбитыми ключицами или руками и делает вывод, что манси духам приносили человеческую жертву. Что совершенно не соответствует действительности. Мне посчастливилось много общаться с моиим земляками, более, чем за 30 лет работы в системе АН, таких сведений мне не удалось выявить""
Весь вопрос, извините, в "технике" обряда... Он нигде не рассказывается, насколько я знаю. Тема, как сами понимаете, очень... э-э-э... деликатная...
Если Вы внимательно читали, то далее следуют параллельные рассуждения Гемуева, что это могло быть и захоронение жертв военных действий и кровная месть.
Что касается деликатности темы. Речь не идет о том, что я отрицаю факт наличия человеческих останков в святилищах или то, что в ходе военных действий вогулы и остяки не совершали казни с использованием обрядов-ритуальной практики, я отрицаю факт, что есть актуальные примеры того, что человек наделенный правами мог быть с точки зрения обских угров принесен в жертву, то есть использован как способ установления взаимоотношения с богами. Культурные феномены обских угров на сегодняшний момент эту точку зрения опровергают. С удовольствием почитаю пример, если Вы такой найдете.
И уж тем более отрицаю то, что глаза человека (да и жертвенного животного) в ходе обряда могли быть съедены А питие крови в принципе у манси/вогулов невозможно у человека / медведя / лося и любого другого не домашнего животного.