Софию звали Софией, а её дочерей Пистис, Элпис, Агапе. Но на ваших иконах не она, а древний метафизический сюжет "София - премудрость Божия". Мудрость там изображали на престоле в женском образе, слева от нее Богородица, справа Иоанн Креститель. сверху Христос. Богословы связывают этот образ с триединым Богом (вначале было Слово...). И именно этой Софии, а не св. Софиям римским или египетским, посвящены престольные соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде, Полоцке и др.
Слава Богу, хоть храмы не строились и иконы не писались в честь тети Сони (мамаши девочек), а то ведь такая мысль продавливалась.
История сестер - это церковная легенда. Якобы во ВТОРОМ веке были убиты в Риме три сестры, мать их София тут же умерла и на ПЯТЬСОТ-СЕМЬСОТ лет их история была забыта, а потом (через 500-700 лет!) по немногу стали появляться легенды на болгарском и др языках.
Насколько я знаю, даже тексты отдельных евангельских книг 7-го века существуют предположительно в виде обрывков листков, что уж таи говорить о сестенках и их мамаше. Кто, когда и на основании каких источников восстановливал их историю? Никто, ничего не восстанавливал, сочинили от балды.
В то же время храмы Святой Софии строились, не взирая на "память о сестренках".
На Руси испокон веков, еще ДО т.н. "крещения Руси" существовал осенний праздник "бабьи именины", но то был ГРУСТНЫЙ праздник. Именно на этот праздник церковь традиционно "наложила" свой, дабы выгнать из памяти языческий. Т.к. в народе всегда почитались добродетели - вера, надежда и любовь и чтобы праздник тоже был грустным. сочинили легенду про трех сестер, которую на западе знают разве что специалисты, но никто сестренок там не почитает.
Что касается римской Софии, то да, была такая святая, ее мощи сейчас хранятся в очень небольшой церкви во Франции, которая носит совсем не ее имя, но никто не соотносит ее имя с многочисленными храмами по всему миру.
Повторюсь - Святая София загадочная личность. Кто она? Ответа нет.
Ваше объяснение:
Но на ваших иконах не она, а древний метафизический сюжет "София - премудрость Божия". Мудрость там изображали на престоле в женском образе, слева от нее Богородица, справа Иоанн Креститель. сверху Христос. Богословы связывают этот образ с триединым Богом (вначале было Слово...). И именно этой Софии, а не св. Софиям римским или египетским, посвящены престольные соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде, Полоцке и др.
совпадает с объяснениями на религиозных форумах. Там люди поумнее конечно не выдвигают тетю Соню в качестве эпонима (давшей свое имя) храмов, а называют Св. Софию премудростью божьей, т.е. КАЧЕСТВОМ Бога, в честь которого якобы строились храмы, или есть даже такие, кто считает Св. Софию самим Исусом Христом.
Попробуем разобраться? Сначала вопросы.
1. С чего вдруг некое качество вдруг изображено в женском образе? Во-первых откуда это известно? Кто ПЕРВЫЙ сказал, что на иконе - качество? Это был заказчик? Кто он: Где об этом сказано? Чем доказано? Имхо - болтовня.
2. Была традиция, изображать качества в виде человеческих образов? Нужен источник - когда традиция появилась, кто ввел, почему и зачем? Пока что - болтовня.
3. В честь каких качеств, чьих, ЕЩЕ строились храмы? Что это за традиция строить храмы в честь КАЧЕСТВ? Кто ввел,когда,зачем?
Без источников,все - болтовня.
4.Почему именно качество "премудрость" удостоилось такой чести и славы? Кто выбирал, когда, почему?
Думаю, никто аргументированно не может ответить, что на иконах - некое качество Бога. и храмы построены в честь того же качества.
Думать нужно САМИМ.
На иконах - образы людей. Ни из чего не следует, что один из образов - это вовсе не образ. Зачем пудрить мозги?
Итак, что мы видим?
Три главных образа - по вертикали. Савоаф-Исус-София. По положению и статусу похоже, что они равнозначны, София изображена крупнее, потому что она "ближе". Но первые двое - за ее спиной! По всей видимости эти три персоны СИДЯТ на престолах.
Престол Савоафа виден, когда тот "уходит" со сцены на некоторых иконах.
Дева Мария и Святой Панкрат стоят, т.е. их ранг ниже первых трех. Дева Мария = жизнь, Святой Панкрат = смерть.
За правым плечом у Софии - жизнь, за левым - смерть.
Имхо, на иконе нечто вроде суда или экзамена, который принимает высокая "премудрая" комиссия. Это - предположение.